Гонконгские инженеры создали 35-граммовый бикоптер, представляющий собой крыло с двумя параллельными земле винтами. Они позволяют раскручивать крыло, чтобы то создавало подъемную силу. Несмотря на такую конструкцию, дрон может летать, управляя движением по всем осям. Статья опубликована в Science Robotics.
За последние несколько лет мультикоптеры стали практически синонимом термина дрон, потому что эта конструкция применяется намного чаще других. Мультикоптер — простая и недорогая схема, которой, к тому же, легко управлять. Но такие аппараты уступают в эффективности как вертолетам, которые оснащены большим винтом и тоже могут зависать на одном месте, так и самолетам, которые не могут зависать, зато оснащены большим крылом, создающим подъемную силу и позволяющим намного эффективнее преодолевать большие дистанции.
И хотя большинство конструкторов применяют эти три схемы или их комбинации, такие как конвертопланы, некоторые экспериментируют с альтернативными схемами, которые не так хорошо изучены и опробованы на практике. К примеру, мы рассказывали о сингапурском проекте дрона с пропеллером на пропеллере.
Группа инженеров под руководством Пакпонга Чирараттананона (Pakpong Chirarattananon) из Городского университета Гонконга разработали дрон с похожей конструкцией, но значительно меньшей массой — 35,1 грамма. Дрон имеет симметричную конструкцию. В центре расположена плата управления и аккумулятор, а по двум сторонам от нее на тонких и легких углепластиковых рейках закреплено крыло из полиимидной пленки. Ближе к краю каждой консоли крыла находится по одному электромотору с пропеллером, причем сами консоли и пропеллеры расположены в противоположных направлениях.
Для взлета дрон раскручивает пропеллеры, и хотя сами роторы расположены параллельно земле, они раскручивают крыло, которое за счет этого формирует подъемную силу и поднимает дрон в воздух. Инженеры разработали простой алгоритм контроля, в котором есть две части: одна отвечает за вертикальное положение, а вторая — за движение в сторону. Для управления высотой достаточно поменять тягу одинаково на обоих пропеллерах, а для движения по горизонтали алгоритм меняет соотношение между их тягой во время каждого оборота крыла.
Тестовые полеты показали, что дрон с аккумулятором емкостью 250 миллиампер-часов и общей массой 35,1 грамма способен продержаться в воздухе 14,9 минуты, а если заменить аккумулятор на более емкий (650 миллиампер-часов), то время полета увеличивается до 24,5 минуты. Но в таком случае общая масса повышается до 42,8 грамма.
Авторы продемонстрировали управляемый полет дрона, а также показали, что его возможностей хватает для небольшой полезной нагрузки. Так, они закрепили на дроне камеру для съемки панорамного видео и лазерный дальномер, который благодаря вращению фактически превращается в 2D-лидар, пригодный для обнаружения препятствий вокруг аппарата.
Инженеры отмечают, что на форму дрона их вдохновила крылатка — плод некоторых деревьев, выполненный в виде крыла. Подробнее о том, как растения используют различные конструкции для переноса своих плодов, можно узнать из нашего материала «Лети отсюда».
Григорий Копиев
Это поможет повысить проходимость транспортных средств
Инженеры из Южной Кореи разработали безвоздушное колесо переменной жесткости, которое может адаптироваться к различным типам поверхностей. Колесо переключается между двумя состояниями: жестким для быстрого движения по ровной поверхности, и деформируемым для преодоления препятствий. Жесткость регулируется с помощью кевларовых нитей, которые соединяют ступицу со звеньями цепи, расположенной по окружности колеса и выполняющей роль обода. При увеличении натяжения нитей колесо принимает фиксированную круглую форму, а при снижении натяжения легко деформируется, помогая транспортному средству преодолевать препятствия. Результаты опубликованы в журнале Science Robotics.