Сингапурские инженеры доработали алгоритмы управления гибридным дроном с пропеллерами на крыле, благодаря чему он может менять режим полета с монокоптерного на самолетный примерно за полторы секунды. Кроме того, дрон научили летать в режиме вертикального бикоптера.
В области малых беспилотных летательных аппаратов можно выделить две наиболее популярные конструкции, обладающие ярко выраженными преимуществами и недостатками: мультикоптеры и беспилотники самолетного типа. Первая конструкция представляет собой аппарат с несколькими роторами с винтами, как правило, статично закрепленными на раме. Такие дроны способны совершать вертикальный взлет и посадку и просты в управлении. Дроны самолетного типа имеют крыло и предназначены для эффективного горизонтального полета, но обычно не способны совершать вертикальный взлет и посадку. Существуют также гибридные схемы, в которых применяется фиксированное крыло, винты для вертикального взлета и посадки, а также отдельный толкающий винт (или несколько) для горизонтального полета.
Инженеры из Сингапурского университета технологий и дизайна в 2017 году представили дрон THOR, который также совмещает в себе конструкции двух типов, но уникальным образом. Беспилотник состоит из центральной части, с двух сторон от которой располагаются консоли крыла. На каждой половине крыла установлен двигатель с винтом. Кроме того, консоли крыла могут отклоняться на нужный угол благодаря сервомоторам. Изначально дрон взлетает на месте как монокоптер, вращая крыло в горизонтальном положении с помощью винтов на нем. Затем он может в полете выпрямить крыло и перейти в самолетный режиме полета.
Теперь инженеры доработали алгоритмы управления дроном такой конструкции и продемонстрировали их работу на уменьшенном прототипе. Кроме уменьшенного размера новый прототип также получил законцовки крыла. Во время полета изначально дрон так же, как и раньше, вращается вокруг своей оси, а затем поднимается и быстро разворачивает крыло в плоское однонаправленное положение. В первом прототипе у беспилотника уходило на это больше времени. Кроме того, в процессе перехода дрон нестабильно раскачивался, что потенциально могло привести к падению. Наконец, новый алгоритм позволяет дрону не сразу перейти в самолетный режим, а перед этим зависнуть в воздухе на двух винтах, расположив крыло вертикально.
Необычные гибридные дроны, адаптированные для вертикального и посадки, представляют собой не только исследовательский интерес. К примеру, с такими дронами активно экспериментирует Amazon, которая собирается доставлять с их помощью посылки клиентам, и таким образом уменьшать время доставки и свои затраты. В 2015 году компания показала дрон самолетного типа с восемью горизонтальными винтами и одним толкающим. А недавно компания разработала новый дрон, представляющий собой гексакоптер с фиксированными винтами и шестиугольной рамой, выполняющую роль крыльев и стабилизаторов. После вертикального взлета дрон меняет соотношение тяги на винтах и наклоняется вперед для эффективного горизонтального полета.
Григорий Копиев
Он может поднимать груз до 25 килограмм
Американская компания Apptronik представила раннюю версию прототипа гуманоидного робота общего назначения Apollo. Его рост составляет 173 сантиметра, масса — 73 килограмма. Заряда батареи хватает на четыре часа работы. В текущей версии Apollo может поднимать до 25 килограмм и предназначен для работы на складах, однако в будущем список возможностей и сфер применения будет расширяться, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера В последнее время сразу несколько компаний анонсировали разработку собственных человекоподобных роботов общего назначения. Среди них, например, производитель экзоскелетов Fourier Intelligence и робототехническая компания Unitree, известная прежде всего своими четвероногими роботами. К разработке собственного человекоподобного робота приступила даже Tesla, которая недавно представила обновленную версию робота Optimus. Такой всплеск интереса к роботам, конструктивно повторяющим анатомию человека, в первую очередь связан с их ключевой способностью функционировать в той же среде, где работает и живет человек. Они могут передвигаться по тем же помещениям, взаимодействовать с теми же инструментами и предметами без необходимости специально что-либо менять и перестраивать. В перспективе человекоподобные роботы смогут заменить собой людей на тяжелых и опасных для здоровья работах. Недавно список компаний-разработчиков пополнила американская компания Apptronik из штата Техас. Основанная в 2016 году сотрудниками лаборатории Human Centered Robotics Lab Техасского университета в Остине, Apptronik за время своего существования уже успела поработать над десятком проектов. Среди них, например, человекоподобный робот Valkyrie, созданный по заказу NASA, а также телеоперационный робот Astra. Прототип человекоподобного робота, разработку которого недавно анонсировала компания, получил название Apollo. Его высота составляет 173 сантиметра. При собственной массе 73 килограмм Apollo может поднимать грузы до 25 килограмм, что, для сравнения, больше грузоподъемности робота Optimus на 25 процентов. Одного заряда батареи хватает на четыре часа работы Apollo. При этом батарею можно быстро заменить на новую без длительного перерыва на зарядку. Также при необходимости Apollo может работать от электросети. https://www.youtube.com/watch?v=uJOA5IDaL5g Робот имеет модульную конструкцию — его верхняя часть может быть установлена на колесную платформу или на неподвижную опору, если нет необходимости в передвижениях робота. Для коммуникации с человеком на лицевой части головы Apollo есть светодиодная подсветка вокруг глаз-видеокамер и индикатор на основе технологии электронных чернил, на котором кроме рта, изображающего эмоции, может отображаться текстовая и графическая информация. Для этой же цели на груди робота расположен большой информационный OLED-дисплей. В ближайшей перспективе основным предназначением Apollo станет работа на складах и в производственных помещениях, где он будет переносить и сортировать грузы. Однако в дальнейшем с развитием аппаратного и программного обеспечения платформы Apollo, которую в Apptronik планируют сделать доступной для сторонних разработчиков, будут расти и возможности робота. В компании считают, что в будущем робот найдет применение и в других сферах, например, в строительстве, нефтегазовой отрасли, производстве электроники, торговле, курьерской доставке, уходе за пожилыми людьми и пациентами, которым требуется реабилитация. На данный момент представлена ранняя альфа-версия. Серийный Apollo компания планирует выпустить в 2024 году, а старт продаж можно ожидать не ранее 2025 года. Основное предназначение робота Digit от компании Agility Robotics также связано с переноской грузов на складах. Его отличительной особенность стала конструкция ног, колени которых выгнуты в обратную сторону. Недавно компания представила обновленную версию Digit, у которой появилась голова и манипуляторы на руках.