Отступающий альпийский ледник обнажил место добычи горного хрусталя эпохи мезолита

В Швейцарии отступивший альпийский ледник обнажил месторождение горного хрусталя и кварца, которое использовали мезолитические охотники-собиратели около 8000–7500 и 6000–5800 годов до нашей эры. Помимо многочисленных осколков и ретушированных орудий, археологи нашли органические материалы: рога благородного оленя и косули, а также фрагменты древесины. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Norwegian Archaeological Review.

Климатические изменения позволили развиваться ледниковой археологии, в рамках которой ученые ищут и исследуют артефакты и останки, долгое время хранившиеся во льдах. Толчком для развития этого научного направления послужила случайно найденная в 1991 году ледяная мумия, которая больше пяти тысячелетий пролежала в Эцтальских Альпах, о чем подробно можно прочитать в материале «Из пропасти во льду». Подавляющее большинство находок было сделано в таящих ледяных пятнах, расположенных в Альпах, Норвегии, а также в США и Канаде, где, например, нашли мумии волчонка и карибу. Кроме того, ученые считают, что ледниковая археология перспективна в Андах (о Ледяной деве, обнаруженной на границе Аргентины и Чили, можно узнать в материале «Хорошо сохранились»), Гималаях, Новой Зеландии, Киргизии, Монголии. В частности, в последней недавно обнаружили останки архаров и древнее оружие.

Марсель Корнелиссен (Marcel Cornelissen) из Института Альпийских культур совместно с коллегами из Швейцарии исследовал месторождение горного хрусталя, которое в 2013 году обнаружил в Альпах охотник за кристаллами Хайнц Инфангер (Heinz Infanger) на месте отступающего ледника Бруннифирм. Он нашел коллекцию осколков и два оленьих рога, о чем сообщил археологам.

В 2017 году исследователи отобрали около 250 килограмм материалов, после просеивания которых им удалось обнаружить около четырех литров артефактов, включая 41 ретушированный предмет. Повторные раскопки археологи провели в 2020 году, но эти материалы еще находятся в процессе сортировки и описания. Ученые отметили, что Инфангер переместил большую часть артефактов, поэтому собранные предметы оказались в основном вне контекста.

Типология орудий и отходов из кварца и горного хрусталя позволила археологам датировать находки эпохой мезолита. Так, одно из ретушированных лезвий позволило им предположить, что месторождение использовалось около 8000–7500 годов до нашей эры. Радиоуглеродный анализ органических материалов показал, что древние люди также были на этом памятнике около 6000–5800 годов до нашей эры, то есть в позднем мезолите. Однако исследователи подчеркнули, что пока не известно, приходили ли на это месторождение охотники-собиратели постоянно в течение нескольких тысяч лет, или это были отдельные эпизоды.

На памятнике археологи обнаружили также несколько органических артефактов. Среди них оказался рог благородного оленя (Cervus elaphus) со следами возможного износа, который мог использоваться для добычи кристаллов кварца. Второй находкой был рог косули (Capreolus capreolus), который разложился при размораживании и не был подробно изучен. Кроме того, исследователи нашли фрагменты древесины кедровой европейской сосны (Pinus cembra), относящиеся к началу VI тысячелетия до нашей эры.

Ранее на N + 1 рассказывали о многочисленных находках, сделанных во время обследования ледяных пятен в Норвегии. Так, археологи обнаружили 700-летнюю кожаную туфлю, многочисленные «палки-пугалки», каменные охотничьи укрытия, древнюю оживленную дорогу, затерянное поселение эпохи викингов, средневековый свечной ящик, а также пару 1300-летних деревянных лыж.

Палеогенетики прочитали геномы пиценов