В средневековый Киев доставили моржовые бивни из Гренландии

Ученые исследовали семь фрагментов моржовых черепов середины – конца XII века, которые были обнаружены в Киеве. Генетический анализ показал, что большинство этих особей, вероятно, были добыты в арктических районах Канады или в Западной Гренландии, где в это время существовали норвежские поселения. Ранее считалось, что моржовый бивень для восточноевропейских рынков добывали на территории современной российской Арктики. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Викинги узнали о существовании Гренландии, вероятно, в начале X века. Однако свое первое поселение на этом острове они основали около 985 года, то есть во времена средневекового климатического оптимума. В период расцвета в Гренландии жило около трех–пяти тысяч норвежцев, однако уже в конце XIII века их поселения начали приходить в упадок, пока окончательно не исчезли в XV веке. Среди ученых нет единого мнения о причинах, по которым скандинавы покинули остров. Возможно, этому способствовали рост социальных противоречий, конфликты с гренландскими эскимосами, сокращение пригодных для сельского хозяйства земель, регулярные наводнения или засушливый климат.

Одним из важных ресурсов, которым располагали норвежцы в Исландии и Гренландии, были атлантические моржи (Odobenus rosmarus), которые ценились не только за мясо и жир, но и за шкуру и бивни. Последние особенно котировались в Средние века в качестве сырья для декоративных поделок и украшений, а также использовались в готической архитектуре. Недавние исследования показали, что к 1100 годам гренландские норвежцы стали основными поставщиками моржовых бивней в Западную Европу. Однако считалось, что для Восточной Европы это сырье добывалось на севере современной России.

Джеймс Барретт (James Barrett) из Норвежского университета естественных и технических наук совместно с коллегами из Великобритании, Норвегии и Украины исследовал семь фрагментов моржовых черепов, которые были обнаружены во время раскопок 2007–2011 годов в исторической части Киева. С помощью анализа ДНК и стабильных изотопов углерода, азота, серы и водорода ученые решили выяснить, откуда поставлялись бивни в этот город в эпоху Средневековья. Археологи датировали эти находки серединой — концом XII века.

С помощью генетического анализа исследователи выяснили, что особи принадлежали к двум популяциям моржей, одна из которых обитает на западе Гренландии и на востоке арктических районов Канады (n = 5), а другая — на территориях от восточной Гренландии до Российской Арктики (n = 2). Анализ стабильных изотопов также показал, что эти животные попадают в диапазон изменчивости западной популяции моржей. Кроме того, исследователи выяснили, что пять особей были самцами, а две — самками.

Ученые пришли к выводу, что большинство моржей, скорее всего, происходили из Гренландии, где находились поселения норвежцев. Ранее считалось, что для восточноевропейских рынков бивень добывался на территории современной Российской Арктики. По мнению исследователей, черепа животных из Гренландии сначала были доставлены в один из европейских центров, например, в Тронхейм или Шлезвиг, откуда их привезли в Новгород. Далее по пути из варяг в греки купцы доставили их в Киев.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях и находках эпохи викингов. Так, ученые обнаружили в Норвегии погребальную ладью, а археолог-любитель нашел в Дании редкую серьгу эпохи викингов.

Российские ученые построили самую длинную дендрошкалу по образцам древесного угля