Археологи нашли в Словакии останки парня с волчьей пастью и заячьей губой

Археологи обнаружили в Словакии останки двух индивидов, которых похоронили в XVII или XVIII веке в яме-хранилище и в наспех выкопанной могиле. Одни из них принадлежали молодому человеку, у которого были орофациальные расщелины — волчья пасть и заячья губа. По мнению ученых, их смерть могла быть насильственной, поскольку людей с подобными пороками в некоторых обществах считали вампирами. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

Сегодня одним из самых распространенных черепно-лицевых пороков развития выступают орофациальные расщелины, которые встречаются примерно 1,4 раза на тысячу новорожденных. Медики выделяют три основные формы этого врожденного порока: расщелина верхней губы (хейлосхиз), губы и неба (хейлогнатопалатосхиз) или только неба (палатосхиз). В разговорной речи для описания таких патологий используют понятия заячья губа и волчья пасть. В патогенезе этого заболевания участвуют как генетические, так и экологические факторы.

Хотя в настоящее время орофациальные расщелины встречаются достаточно часто, в археологическом контексте останки людей с такими пороками развития редки. Самое известное исключение — это фараон Тутанхамон, гробницу которого обнаружили в «Долине Царей» в 1922 году. Помимо волчьей пасти, палеопатологи диагностировали у него косолапость, болезнь Келера и некоторые другие заболевания и травмы. В общей сложности археологам известно около 50 подобных примеров, причем в 80 процентах случаев орофациальные расщелины обнаружены у взрослых людей. Так, останки одного из индивидов были найдены на Алтае, во время раскопок погребения андроновской (федоровской) культуры в могильнике Фирсово-XIV. Он был молодым мужчиной 18–23 лет, который умер около 1883–1665 годов до нашей эры.

Сильвия Бодорикова (Silvia Bodorikova) из Университета Коменского совместно с коллегами из Австралии, Словакии и Франции исследовала останки двух людей, которые были обнаружены во время строительных работ в городе Дунайска-Стреда. Они находились на дне ямы-хранилища (или наспех вырытой могильной ямы) и были засыпаны грунтом, в котором также содержались кирпичи и фрагменты керамики. Положение скелетов, по мнению археологов, свидетельствует о том, что их похоронили одновременно.

Останки взрослого человека располагались в положении лежа на спине с закинутыми ногами. Они принадлежали мужчине ростом около 173,3±4,8 сантиметра, который умер в возрасте от 40 до 50 лет. Исследование костей черепа показало, что он страдал от периодонтита и синусита. Кроме того, на одном из позвонков содержались свидетельства зажившего перелома. На всех поясничных позвонках наблюдались следы спондилеза. Никаких других серьезных патологий или травматических повреждений ученые не нашли.

Останки второго индивида принадлежали молодому человеку ростом около 165,6±4,9 сантиметра, которого похоронили в скорченном положении прямо под телом взрослого человека. Ученые предположили, что ему около 16–18 лет. Однако у этого парня наблюдались врожденные пороки развития лица и зубочелюстной системы — орофациальные расщелины губы и неба, а это может занизить оценку возраста. Кроме того, у этого молодого человека были лишние зубы, а также ряд других патологий, например, гипоплазия эмали и кариес.

Ученые прочитали ДНК этих людей и выяснили, что они не были родственниками ни по материнской, ни по отцовской линии. Хотя обнаруженные гаплогруппы распространены по всей Европе, чаще всего они встречаются в западноевропейских популяциях, например, в Великобритании, Ирландии и Франции. Анализ стабильных изотопов азота и углерода показал, что рацион обоих людей в последние годы жизни во многом состоял из животного белка. А радиоуглеродный анализ указал на то, что люди умерли в середине XVII — конце XVIII века.

Ученые отметили, что останки молодого человека с заячьей губой и волчьей пастью на территории Словакии в археологическом контексте были найдены впервые. Археологи сообщили, что в современных популяциях такая патология встречается заметно чаще. Возможно, это связано с тем, что в прошлом была высокая смертность детей с орофациальными расщелинами, случались детоубийства. Кроме того, диета матерей могла снизить уровень распространенности этого порока развития.

Исследователи пришли к выводу, что оба этих человека могли быть иностранцами. Похоже, тело молодого человека опустили в яму ногами вниз, причем, возможно, его предварительно связали. Взрослого мужчину опустили головой или спиной вниз. Присутствовавшие в засыпке кирпичи, по мнению археологов, могли быть следствием того, что погребенные считались «опасными умершими». Хотя никаких травматических повреждений ученые не обнаружили, они не исключили насильственной смерти. Но, возможно, они могли погибнуть от болезни, переохлаждения или от какой-то другой причины. Людей с орофациальными расщелинами часто подвергали стигматизации и дискриминации, например, в некоторых обществах их рассматривали в качестве вампиров.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях палеопатологов. Так, ученые диагностировали у древнего жителя Синьцзяна метастатический рак, а также выявили паралитический полиомиелит у женщины XVI–XVII веков.

Неандертальцы сняли шкуру с гиены