Маленький фруктоядный листонос победил шестерых хищных листоносов вдвое крупнее себя

Зоологи запечатлели на видео драку фруктоядной летучей мыши очкового листоноса с шестью бахромчатогубыми листоносами — более крупными и к тому же хищными. Рукокрылые повздорили во время дневного отдыха. Несмотря на разницу в размерах, очковый листонос вышел из стычки победителем. Как отмечается в статье для журнала Behaviour, пока неясно, из-за чего начался конфликт. Возможно, очковый листонос увидел в соседях конкурентов за самку, хотел занять облюбованный ими угол или нанес предупреждающий удар, чтобы самому избежать нападения.

При виде хищников их потенциальные жертвы обычно стараются убежать или спрятаться. Однако иногда они нападают первыми. Например, мелкие певчие птицы часто атакуют сов, которых застали в светлое время суток. А живущие колониями околоводные пернатые, такие как чайки и крачки, активно отгоняют хищников подальше от гнезд. Это явление известно как моббинг.

Команда зоологов во главе с Марианой Муньос-Ромо (Mariana Muñoz-Romo) из Смитсоновского института тропических исследований обнаружила пример похожего поведения у рукокрылых. В 2020 году исследователи возвели в тропическом лесу у границ панамского национального парка Соберания несколько полых бетонных конструкций. После этого они установили внутри видеокамеры и с их помощью в течение года наблюдали за летучими мышами, прилетающими на дневной отдых. В общей сложности авторам удалось собрать более 292 часов видеоматериалов.

Некоторые убежища облюбовали летучие мыши сразу двух видов: бахромчатогубые листоносы (Trachops cirrhosus) (рукокрылые хищники весом около 34 граммов, которые охотятся на лягушек и других некрупных позвоночных) и более мелкие очковые листоносы (Carollia perspicillata) (эти летучие мыши весят всего около 15 граммов и питаются в основном фруктами).

Бахромчатогубые листоносы периодически ловят и поедают более мелких рукокрылых (в том числе очковых листоносов), поэтому может показаться, что очковые листоносы сильно рисковали, когда селились рядом с этими хищниками. Однако ученым известно, что эти виды нередко мирно уживаются в одних и тех же местах дневного отдыха. Кроме того, до сих пор никто не отмечал случаев, когда бахромчатогубые листоносы охотились на очковых в таких убежищах. Бахромчатогубые и очковые листоносы, за которыми наблюдали Муньос-Ромо и ее коллеги, также большую часть времени не мешали друг другу, поскольку держались в разных углах убежищ. Лишь иногда самцы очковых листоносов конфликтовали с более крупными соседями. Обычно они просто издавали в сторону бахромчатогубых листоносов агрессивные крики, однако несколько раз нападали на них.

Исследователи подробно описали один из таких случаев. Около десяти часов утра шесть бахромчатогубых листоносов отдыхали и занимались грумингом под потолком в углу одного из убежищ. Исследователи насчитали в группе одного взрослого самца, трех самок и двух молодых особей. Рядом с ними держались два очковых листоноса. Вскоре очковый листонос-самец повернулся к соседям и начал кричать на них и угрожающе хлопать и трясти крыльями. Затем он перешел к нанесению ударов крыльями.

Бахромчатогубый листонос-самец пытался защитить себя и членов своей группы. Он тоже издавал агрессивные звуки, демонстрировал крылья и пытался укусить обидчика. Получив укус в крыло, очковый листонос бросился на группу соседей, а затем перелетел ближе к сородичу. После этого он еще около минуты кричал, хлопал крыльями и в общей сложности более пятидесяти раз ударил по морде самца бахромчатогубого листоноса, пока тот не улетел.

Избавившись от самца, очковый листонос одного за другим прогнал еще четверых членов его группы. В конце концов в углу осталась последняя самка, которая сначала игнорировала агрессора, а потом пыталась укусить его в грудь и била крыльями. Встретив отпор, очковый листонос-самец слетел с места, но сразу же вернулся и продолжил издавать агрессивные звуки в адрес самки бахромчатогубого листоноса. В результате той пришлось улететь, а листонос-победитель переместился в отвоеванный угол и начал чиститься. Вскоре к нему присоединилась вторая особь, которая оставалась неподвижной на протяжении всей стычки. В общей сложности конфликт продлился 6,5 минуты.

Этот конфликт между бахромчатогубыми и очковыми листоносами был самым продолжительным и интенсивным. Однако Муньос-Ромо и ее коллеги зафиксировали еще две похожих стычки в других убежищах в декабре 2020 года.

Исследователи отмечают, что это первый известный случай, когда мелкая фруктоядная летучая мышь проявляет агрессию к группе более крупных хищных летучих мышей. Пока неясно, зачем очковый листонос-самец напал на соседей. Авторы предлагают три гипотезы. Согласно первой, очковый листонос прогнал самца бахромчатогубого листоноса, потому что воспринимал его как сородича-конкурента, который может покуситься на его самок. Это могло произойти из-за того, что самцы находились слишком близко друг к другу.

Вторая версия предполагает, что очковый листонос-самец решил занять угол, в котором разместились бахромчатогубые листоносы, потому что тот был чем-то лучше трех остальных углов. Возможно, там было темнее или не так сильно дуло. Наконец, согласно третьей гипотезе, атака очкового листоноса была упреждающим ударом. Таким образом он показывал хищным соседям, что сможет защитить себя в случае их нападения. Не исключено, что именно благодаря таким атакам очковые листоносы и уживаются с бахромчатогубыми.

Бахромчатогубые листоносы давно стали излюбленным объектом изучения зоологов. Ранее мы рассказывали о том, как группа Муньос-Ромо выяснила, что в брачный период самцы этих рукокрылых покрываются пахучей желтоватой коркой — причем ее площадь положительно коррелирует с концентрацией тестостерона и размером семенников. А еще бахромчатогубые листоносы обладают хорошей памятью и могут помнить определенные звуки более четырех лет.

Американец умер после укуса домашнего ядозуба