Бахромчатогубые листоносы, хищные летучие мыши из Центральной и Южной Америки, могут помнить определенные звуки более четырех лет. Зоологи поймали группу этих рукокрылых, научили прилетать за пищей в ответ на конкретный звук динамика, а потом отпустили на волю. Когда обученных листоносов повторно поймали спустя несколько лет, те вспомнили о связи между звуковым сигналом и едой. Как отмечается в препринте исследования, который опубликован на сайте biorXiv, хорошая память, вероятно, помогает листоносам различать голоса съедобных лягушек, которые встречаются редко или появляются только в определенное время года.
Обновлено: в июне 2022 года статья о долговременной памяти бахромчатогубых листоносов была опубликована в Current Biology.
Многие животные обладают отличной памятью. Например, сойки (Garrulus glandarius) на несколько зимних месяцев запоминают расположение тысяч тайников с кормом, которые они сделали в течение осени. А дельфины и слоны больше десяти лет хранят в уме сведения о социальных связях в группе. На этом фоне память летучих мышей и крыланов кажется не слишком выдающейся. Лишь ночницы Наттерера (Myotis nattereri), которых научили искать пищу в определенных кормушках, воспроизвели правильное решение этой задачи год спустя (впрочем, в другом опыте этот срок составил всего одиннадцать дней). Другие рукокрылые в похожих экспериментах продемонстрировали куда более короткую память: от одного до восьми месяцев.
Команда специалистов под руководством Мэй Диксон (M. May Dixon) из Смитсоновского института тропических исследований решила оценить память еще одного вида рукокрылых — бахромчатогубых листоносов (Trachops cirrhosus). Эти летучие мыши, которые населяют Центральную и Южную Америку, давно стали излюбленным объектом изучения зоологов. Например, исследователей интересуют взаимоотношения листоносов с их излюбленной добычей — лягушками, которых они находят по голосу (а еще самцы этих рукокрылых в сезон размножения покрываются пахучей желтоватой коркой).
В 2010–2018 годах Диксон и ее коллеги отлавливали бахромчатогубых листоносов в национальном парке Соберания в Панаме и помещали их во временный вольер. Здесь летучих мышей обучали прилетать за кормом к динамику, который воспроизводил брачные крики лягушек. Когда листоносы привыкали к условиям эксперимента, исследователи заменяли звук динамика. Теперь вместо лягушачьего пения он проигрывал один из двух рингтонов мобильного телефона. Прилетавшие на сигнал листоносы получали вознаграждение.
Довольно быстро летучие мыши стали ассоциировать с пищей любой звук любого рингтона. После этого Диксон с соавторами провели дополнительное обучение. Листоносам давали корм, когда они прилетали к динамику в ответ на воспроизведение одного из двух правильных рингтонов. При воспроизведении трех других рингтонов подопытные особи награды не получали. В конце концов летучие мыши научились реагировать на правильные звуки и игнорировать неправильные. В общей сложности обучение прошли 49 листоносов. Затем их пометили радиочастотными метками и отпустили на волю.
В 2013–2016 годах Диксон и ее коллеги повторно поймали восемь из сорока девяти обученных листоносов. С момента выпуска отдельных особей прошло от 356 до 1531 дней. Животных вновь поместили в вольер и провели с ними по три теста. Во время каждого из них исследователи воспроизводили один из трех рингтонов: тот, который конкретная особь привыкла ассоциировать с едой во время обучения; приглушенный вариант этого рингтона, который использовался во время обучения, но не вознаграждался кормом; а также контрольный сигнал, непохожий на первые два рингтона. Этот же эксперимент повторили с семнадцатью дикими листоносами, которые не проходили никакого обучения. Им проигрывали оба рингтона, которые у их сородичей ассоциировались с кормом, а также приглушенный и контрольный рингтоны.
Оказалось, что обученные листоносы помнят связанные с едой рингтоны даже спустя несколько лет. Все восемь особей подлетали к динамику, из которого раздавался один из двух правильных сигналов, а шесть из них пытались атаковать его. Для сравнения, из семнадцати не прошедших обучение листоносов лишь один заинтересовался этими рингтонами. Кроме того, обученные особи интересовались правильными и приглушенными рингтонами достоверно чаще, чем контрольными (p=0,001), в то время как их наивные сородичи одинаково относились ко всем сигналам (в основном они просто подергивали ушами в их сторону). При этом авторам не удалось обнаружить свидетельств, что листоносы, которые провели на воле больше времени, хуже вспоминают правильный рингтон.
Результаты исследования демонстрируют, что бахромчатогубые листоносы способны вспомнить звуки, которые в последний раз слышали 4,2 года назад. Это сравнимо с долговременной памятью врановых птиц и приматов. Авторы предполагают, что хорошая память необходима листоносам, чтобы различать голоса съедобных лягушек, которые встречаются редко или появляются только в определенное время года.
Ранее мы рассказывали о том, что эпизодическая память лекарственных каракатиц (Sepia officinalis) не ослабевает с возрастом. Исследователи провели серию тестов на эпизодическую и семантическую память у особей разных возрастов и подтвердили, что старые особи справляются с обоими заданиями не хуже молодых. Для сравнения, у людей и других млекопитающих этот тип памяти ухудшается с возрастом.
Сергей Коленов
Они черпали воду палочками и мхом
Ученые из Дании, Канады и США обнаружили, что дикие молодые шимпанзе способны изобретать новые способы использования предметов во время обучения. Хотя большинство инноваций были непрактичными, иногда юным особям удавалось найти предметам эффективное применение, до которого не додумались взрослые. Более склонными к инновациям были отдельные особи, которые также были более увлеченными исследователями. Результаты опубликованы в Scientific Reports.