Сойки проиграли орнитологам в наперстки и отказались от еды

Орнитологи смогли обмануть соек с помощью фокуса с кубками и шарами. Экспериментаторы делали вид, что кладут в одну из двух чашек определенный вид корма, однако, заглянув в нее, птица обнаруживала другой корм, получше или похуже. В обоих случаях сойки выглядели растерянными, перепроверяли чашку и заглядывали во вторую. А птицы, которые вместо желанной еды получали менее любимую, порой даже отказывались есть. Как отмечается в статье для журнала Royal Society Open Science, исследование позволяет больше узнать о том, как сойки обманывают друг друга, пытаясь защитить от разорителей тайники с запасами корма на зиму.

Сойки (Garrulus glandarius) переживают зиму за счет запасов корма, которые делают в течение осени. Благодаря отлично развитой пространственной памяти эти врановые находят многочисленные тайники даже спустя несколько месяцев. Однако сойкам нужно быть осторожными, ведь за особями, которые прячут пищу, часто следят вороватые сородичи, готовые поживиться чужими запасами. Чтобы не стать жертвой кражи, птицы стараются устраивать тайники вдали от посторонних глаз и не привлекать лишнего внимания, например, не шуметь. Если же избежать интереса воришек невозможно, сойки наряду с настоящими тайниками создают множество фальшивых, в которые не кладут корм. Наблюдателю трудно понять, спрятала ли птица пищу по-настоящему или только притворилась, что сделала это. В результате разорители тратят много времени на фальшивые тайники и с меньшей вероятностью добираются до настоящих запасов.

Орнитологи сравнивают поведение сойки, которая прячет пищу, с выступлением фокусника. Подобно иллюзионисту, птица старается сбить сородичей с толка за счет быстрых и малозаметных движений и использования «потайного кармана» в зобу. Впрочем, как показали эксперименты кембриджских орнитологов, соек нельзя обмануть с помощью двух трюков, основанных на обмане ожиданий. Это значит, что сойки и фокусники зачастую используют разные приемы обмана.

В ходе нового исследования специалисты из Кембриджа под руководством Александры Шнель (Alexandra K. Schnell) решили выяснить, как сойки реагируют на фокусы, в которых один вид корма неожиданно меняется на другой. Похожие эксперименты ранее уже проводили с некоторыми млекопитающими — с неоднозначными результатами. Например, макаки-резусы (Macaca mulatta), которые в результате магического трюка вместо желанной еды получали невкусную, начинали есть ее с задержкой. Обратная ситуация не вызвала у этих приматов особенной реакции. Напротив, человекообразные обезьяны и собаки одинаково удивляются приятным и неприятным сюрпризам.

Шнель и ее коллеги выбрали популярный фокус с кубками и шарами, который раньше не демонстрировали животным. Суть этого трюка заключается в том, что иллюзионист кладет шарик в один из нескольких стаканчиков, после чего переворачивает стаканчики вверх дном и перемешивает. Задача зрителей — угадать, где находится предмет. За счет ловкости рук и ряда других приемов шарик оказывается в неожиданном для наблюдателей месте. Похожую технику иногда используют при игре в наперстки.

Орнитологи отобрали шесть молодых соек, социальный ранг которых определили с помощью дополнительных испытаний, и для начала убедились, что они понимают: объекты не перестают существовать, если их больше нельзя увидеть. Затем птиц обучили доставать мучных червей из-под прозрачных и непрозрачных стаканчиков. Кроме того, исследователи выяснили, какой тип корма — червей, сыр или арахис — больше всего любит каждая особь.

На следующем этапе Шнель с соавторами приступили к проведению магических тестов. Чтобы сойки лучше воспринимали фокус с кубками и шарами, его немного модифицировали: количество стаканчиков сократили до двух, а шарики заменили на кусочки еды. Перед птицами ставили две одинаковые непрозрачные чашки красного цвета, в одну из которых экспериментатор помещал — или делал вид, что помещает — еду. Затем чашки переворачивали вверх дном, позволяя сойкам самостоятельно перевернуть их и добраться до пищи.

Каждой сойке демонстрировали четыре разновидности фокуса. В первом случае в чашку помещали предпочитаемую птицей еду — и она могла найти ее там, где ожидала. Во втором тест повторяли, однако использовали менее любимую пищу. В третьем случае исследователь делал вид, что помещает в чашку менее любимый корм, однако вместо этого незаметно удерживал его в пальцах, в то время как в чашке оказывался более любимый тип пищи, помещенный туда заранее и незаметно для сойки. Наконец, в четвертом случае предпочитаемая еда аналогичным образом превращалась в менее любимую.

Реакцию птиц на фокусы записывали на камеру, а затем анализировали. В общей сложности эксперименты длились две недели, а каждая особь прошла по восемь-десять сеансов, которые включали до двенадцати отдельных тестов с разными условиями.

Когда сойки, приподняв чашку, находили под ней корм, который ожидали там увидеть, они сразу же съедали его. Однако сюрпризы, как приятные, так и неприятные, заставляли птиц повременить с едой. Наиболее сильной эта задержка была в том случае, если сойки вместо предпочитаемой пищи обнаруживали менее любимую (p<0,001). Более того, птицы, получившие менее желанный корм, выглядели рассерженными и часто вообще отказывались его есть. Обычно так поступали высокоранговые особи, которые имели привилегированный доступ к пище и могли позволить себе быть разборчивыми. В трех других типах тестов (двух контрольных и одном с заменой менее желанной еды на более желанную) сойки никогда не отказывались от еды.

Кроме того, птицы, чьи ожидания не оправдались, регулярно изучали чашку повторно, в то время как особи, которые получили ожидаемый корм, почти никогда не делали этого. Чаще всего чашку перепроверяли сойки, рассчитывавшие на любимый корм и получившие менее любимый. Обманутые сойки также заглядывали под вторую чашку (в контрольных тестах птицы редко так поступали). Нетрудно догадаться, что чаще всего так вели себя особи, которые ожидали получить любимый корм, но находили менее желанный.

Как и ожидали авторы, сойки оказались уязвимыми к иллюзии с кубками и шариками. При этом у птиц вызывали удивление как приятные, так и неприятные сюрпризы. Впрочем, превращение менее любимой пищи в более желанную они воспринимали довольно спокойно, а вот в случае обратной замены могли даже отказаться от еды. Это свидетельствует, что, как и у людей и других приматов, негативные события вызывают у соек больший эмоциональный отклик.

По словам Шнель и ее коллег, эксперимент позволяет лучше понять мышление соек. Орнитологи предполагают, что, наблюдая за сородичем, который делает запасы, сойка-воришка полагается на память и делает предсказания о ближайшем будущем, в частности, оценивает вероятность обнаружить корм. Благодаря этому она может принять решение, разорять тайник или проигнорировать его. В то же время птица, прячущая корм, защищается от разорителей, используя их уязвимость к иллюзиям.

Новокаледонские вороны (Corvus moneduloides) прославились благодаря способности изготавливать из растительных материалов инструменты, которые позволяют им извлекать из-под коры личинок жуков. Недавно орнитологи продемонстрировали, что с помощью баркодирования ДНК, извлеченной из орудий воронов, можно понять, из каких именно растений делают инструменты представители разных популяций.

Озон разрушил цветочный шлейф и помешал пчелам найти цветы