Древесные лягушки обманули хищников хоровым пением

Древесные лягушки курносые смилиски (Smilisca sila) почти идеально синхронизируют свои брачные песни со звуками сородичей. Таким образом они создают слуховую иллюзию и маскируют свои сигналы от хищников (летучих мышей) и паразитов (комаров) — те реагируют на лидирующий звук и игнорируют вторящий ему. Самки смилисок научились распознавать иллюзию: они одинаково интересуются обоими голосами в дуэте. Статья опубликована в журнале The American Naturalist.

У различных животных существуют брачные сигналы, с помощью которых самцы привлекают самок. Однако эти сигналы могут заметить не только сородичи, но и хищники и паразиты: подслушивая брачные сообщения, те находят своих жертв. Последние, в свою очередь, идут на разные ухищрения, чтобы спрятать свои сигналы: например, общаются с помощью ультрафиолета, который не видят хищники.

Когда два звуковых сигнала близко синхронизированы, обычно животные (в том числе человек) распознают только первый, лидирующий звук. Даже если источники сигналов расположены в разных местах, особи кажется, что оба звука исходят из одной точки. Из-за этого эффекта самки предпочитают самцов, чьи брачные звуки опережают другие, а самцы следят за тем, чтобы их песня не перекрывалась с конкурентами. Однако ту же самую слуховую иллюзию животные могут использовать, чтобы маскировать свои сигналы от хищников.

Брачные сигналы курносых смилисок (Smilisca sila), лягушек из семейства квакш, почти идеально синхронизируются с песнями сородичей. Те же сигналы привлекают летучих мышей бахромчатогубых листоносов (Trachops cirrhosus), которые питаются лягушками. Кроме того, сигналы также привлекают комаров Corethrella — в предыдущей работе ученые выяснили, что листоносы и комары больше нападают на тех лягушек, которые поют асинхронно.

Биологи из Панамы и США под руководством Генри Леггетта (Henry Legett) из Университета Пёрдью предположили, что смилиски поют хором, чтобы замаскировать свои брачные сигналы от хищников и паразитов. Чтобы проверить гипотезу, ученые имитировали двух синхронно поющих самцов: включали записи песен лягушек через два динамика с задержкой в 79 миллисекунд и клали устройства на расстоянии друг от друга. Записи давали послушать листоносам и самкам смилисок, а также включали в лесу и ставили рядом с динамиками ловушки для комаров. В качестве контроля использовали самок свистунов, или зубастых жаб (Engystomops pustulosus), которые не синхронизируют свои сигналы в природе. Им давали послушать записи сородичей, которые синхронизировали так же, как и песни смилисок.

Листоносы подлетали к динамику, звук которого был лидирующим, в 70 процентах случаев (p = 0,004); этот сигнал привлек в полтора раза больше комаров в ловушку, чем маскирующийся (p = 0,005). 36 самок свистунов из 40 также выбрали лидирующий звук (p < 0,001), а вот смилиски интересовались двумя сигналами одинаково (p = 0,21). Похоже, что самцы курносых смилисок научились подстраивать свои песни под сигналы сородичей, которые находятся рядом с ними, чтобы спрятаться от хищника. Самкам тоже пришлось эволюционировать и прислушиваться не только к лидирующему голосу дуэта, но и замаскированному самцу, у которого больше шансов выжить.

Зубастые жабы разборчивы не только к порядку голосов в дуэте, но и к сложности песни: они предпочитают городских самцов, чьи сигналы более разнообразны. В лесу сложностью песни приходится жертвовать, ведь такие звуки лучше распознают те же хищники. Самки лягушки не всегда делают очевидный выбор: если предложить им хорошую, плохую и очень плохую песню, они выберут вторую. Такое поведение свойственно и людям, экономисты называют это «эффектом приманки».

Ген голого землекопа продлил жизнь мышей и защитил их от рака