Самцы лягушек Engystomops pustulosus, обитающие в городах, оказались «сексуальнее», чем особи из лесных популяций, говорится в Nature Ecology & Evolution. Брачные крики городских самцов были более сложными, чем лесных, поэтому самки чаще предпочитали именно их.
Лягушки Engystomops pustulosus из семейства свистуновых обитают в Центральной и на севере Южной Америки и ведут ночной образ жизни. В сезон размножения самцы собираются у воды и начинают звать самок. Брачные крики самцов напоминают хныканье, которое иногда заканчивается одним или несколькими короткими звуками, так называемым кудахтаньем. В зависимости от окружающего шума, лягушки меняют скорость, амплитуду и сложность «песен». Ученые называют крики, в которых сочетаются хныканье и кудахтанье, сложными. Самцов, издающих сложные крики, предпочитают, с одной стороны, самки, а с другой — паразиты, кровососущие мошки, и хищники. В частности, летучие мыши бахромчатогубые листоносы, которые охотятся на лягушек и и способны распознать E. pustulosus по их брачным крикам и чаще атакуют самцов, чередующих хныкающие и кудахтающие звуки. Пустулосусы обитают не только в лесах, но и в городах.
Исследователи из Нидерландов, США и Объединенных Арабских Эмиратов под руководством профессора Майка Райана (Mike Ryan) из Техасского университета в Остине исследовали 22 популяции пустулосусов, 11 из которых обитали в лесу, 11 — в городах. Ученые проанализировали разницу между криками лягушек из разных популяций, и то, как они меняются в ответ на изменения окружающего шума и света. Также они смотрели на предпочтения городских и лесных самок, хищников и паразитов. Наконец в последней серии экспериментов авторы взяли 100 самцов из пяти городских и пяти лесных популяций и посадили лесных лягушек в городское окружение, а городских — в лес и проследили, будут ли меняться их «песни».
Оказалось, что у самцов, обитающих в городах, были более сложные брачные крики и они исполняли их быстрее, чем особи из лесных популяций. Также выяснилось, что в городах лягушачьи песни привлекают меньше хищников и паразитов, но в тоже время и меньше самок. Но если самкам давали послушать «песни» городских и лесных самцов, три четверти из них предпочли городских особей. Они двигались по направлению к репродукторам с криками городских лягушек. Оказалось, что если самцов меняли местами, то городские самцы быстро приспосабливались к новым условиям и меняли скорость и сложность «песен». А лесные лягушки приспособиться к городским условиям так и не смогли.
Исследователи объяснили успех городских самцов тем, что, с одной стороны, они сильнее конкурируют между собой, чтобы привлечь самок, и поэтому вынуждены «исполнять» более сложные «песни». С другой стороны у них есть и преимущество, в городах меньше летучих мышей и паразитов, которых привлекают сложные песни. Возможно, издавать более быстрые и сложные крики пустулосусам из городских популяций помогает разница в анатомии (больший объем легких и размер горлового мешка). Может быть, у особей, живущих в городах и лесах, различается гормональный фон, что может быть как унаследованной, так и приобретенной особенностью. Городские лягушки были менее осторожными, чем лесные, вероятно из-за меньшего риска нападения хищников.
Ранее исследователи выяснили, что некоторые лягушки-обитатели Нового Света «вырастили» ядовитые шипы (костяные наросты рядом с ядовитыми железами), которыми они бодают хищников. По-видимому, защита оказалась эффективной, токсичность яда этих лягушек оказалась в 25 раз выше, чем у гремучих змей.
Даже при сохранности лишь одного сантиметра его волокон
Ученые из Германии и США обнаружили, что неполное рассечение мозолистого тела взрослого человека не нарушает интеграцию двух полушарий мозга, даже если разрушена большая часть соединяющих полушария нервных волокон. Как считают исследователи, это противоречит классическим представлениям о соответствии структуры и функции и свидетельствует о том, что механизмы межполушарной интеграции очень адаптивны. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.