Иммунологи попробовали добиться ремиссии у ВИЧ-инфицированных пациентов с помощью коктейля из двух противовирусных антител. Инъекции антител позволили участникам испытания прожить 20 недель без стандартной противовирусной терапии и еще несколько месяцев — без лечения вообще. Большинству испытуемых после этого пришлось вернуться к стандартной терапии, но у двух человек ремиссия продлилась не меньше года. Работа опубликована в журнале Nature.
Большинству ВИЧ-инфицированных людей — из тех, кому вовремя назначили лечение — удается сдерживать размножение вируса. Но для этого нужно ежедневно принимать антиретровирусную терапию. Это неудобно — пациент подвергается риску каждый раз, когда по каким-то обстоятельствам пропускает таблетку или просто забывает о ней. Поэтому ученые ищут способ справиться с вирусом если не раз и навсегда, то хотя бы надолго. С профилактикой ВИЧ это частично удалось — недавно в США одобрили профилактический укол, который достаточно делать раз в два месяца. С лекарствами так пока не выходит.
Группа врачей и иммунологов под руководством Мишеля Нуссенцвайга (Michel Nussenzweig) из Рокфеллеровского университета Нью-Йорка пытается добиться долгосрочного эффекта с помощью антител. В 2018 году они уже сообщили, что три инъекции антител (смеси из препаратов BNC117 и 10-1074) позволили пациентам продержаться без таблеток в среднем пять месяцев. Теперь та же группа отработала новый протокол.
Испытуемые (всего 26 человек) получали уже семь инъекций той же пары антител, первые три с интервалом в две недели, потом еще четыре — с интервалом в четыре недели. 18 из них вскоре после первой инъекции перестали принимать антиретровирусные препараты. А исследователи время от времени измеряли концентрацию вирусной РНК в их крови — чтобы возобновить терапию, как только вирус начнет размножаться снова. 76 процентов участников (13 человек) смогли обходиться без таблеток в течение минимум 20 недель, и в среднем 12 недель — без таблеток и инъекций.
У двух участников вирусная нагрузка в крови не выросла за целый год наблюдений. Один из них, как отмечают авторы статьи, был носителем генного варианта, который связан с более благоприятным течением ВИЧ-инфекции. Но этот участник после первого года вышел из исследования, и что с ним стало дальше, неизвестно. Зато второму, у которого никаких «полезных» генных вариантов не нашли, терапия не понадобилась и спустя два года после начала испытания.
Кроме того, исследователи попробовали оценить число латентных (то есть «спящих») вирусов в клетках пациентов. Этот резервуар состоит из дефектных копий генов ВИЧ, которые не способны воспроизводиться и формировать вирусную частицу, и целых (интактных) копий, которые могут превратиться в заразные частицы, как только терапия прекратится. Оказалось, что число дефектных копий у участников испытаний существенно не отличается от обычного (у людей, которые принимают обычные таблетки, но не получают антител). А вот интактный резервуар сократился — не сильно, но статистически значимо (p = 0,04).
Если бы удалось значительно уменьшить интактный резервуар, можно было бы говорить о том, что пациенты в какой-то степени вылечились от инфекции. В этом же эксперименте большинству из них все-таки пришлось в течение года вернуться к антиретровирусной терапии. Дальше исследователям предстоит выяснить, как именно антитела влияют на интактный резервуар и искать способ сократить его сильнее — возможно, как-то сочетая антитела с антиретровирусной терапией.
Мы уже рассказывали о людях, которым удалось избавиться от ВИЧ на годы — правда, их пока можно пересчитать по пальцам. Некоторым из них помогла пересадка костного мозга, еще одной женщине — переливание пуповинной крови, а еще две женщины, судя по всему, справились с вирусом самостоятельно — но пока неизвестно, каким образом.
Полина Лосева