Введение в кровь комбинации из двух моноклональных антител против вируса иммунодефицита человека способно снизить вирусную нагрузку у инфицированных людей, а также предотвратить размножение вируса в организме у пациентов, которые перестали принимать антиретровирусные препараты. Это показали результаты первой фазы клинических испытаний пары антител 3BNC117 и 10-1074 на небольшой выборке инфицированных ВИЧ людей. Результаты испытаний опубликованы в двух статьях — в Nature и Nature Medicine.
У людей, зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), при приеме антиретровирусных препаратов вирусная нагрузка, то есть количество циркулирующих в крови вирусных частиц, снижается до крайне малых значений. Это значит, что у человека не разовьется синдром иммунодефицита и сопутствующие ему заболевания, и, самое главное, он не сможет заражать других людей. Несмотря на преимущества терапии, не все пациенты готовы лечиться, так как препараты нередко обладают выраженными побочными эффектами, а пить их нужно всю жизнь. При отмене антиретровирусной терапии (АРТ) вирус тут же начинает размножаться, и вирусная нагрузка вскоре (в среднем, через две-три недели) возрастает до опасных значений.
В качестве альтернативы препаратам, к которым относятся в основном ингибиторы ключевых вирусных ферментов, предлагается использовать антитела против поверхностных белков ВИЧ, которые связываются с частицами и таким образом нейтрализуют вирус. Антитела циркулируют в крови достаточно долго, а значит, обеспечивают более длительную защиту, чем ингибиторы.
После ряда безуспешных попыток ученым удалось получить несколько эффективных антител против ряда вирусных эпитопов, в том числе антитело 10-1074 против определенного участка белка оболочки Env. В испытаниях на людях было показано, что введение 10-1074 в кровь пациентам значительно снижает титр вируса в крови. Тем не менее, монотерапия оставляет вирусу возможность мутировать и избежать связывания с антителом. Поэтому введение комбинации из нескольких антител рассматривается как более эффективный подход к лечению.
Команда ученых под руководством Мишеля Нуссенцвайга (Michel Nussenzweig) из Рокфеллеровского университета Нью-Йорка представила результаты первой фазы клинических испытаний пары противовирусных антител — 10-1074 в паре с другим уже проверенным антителом 3BNC117.
В первом испытании комбинацию антител ввели 15 пациентам на антиретровирусной терапии одновременно с отменой препаратов. Процедуру повторили еще дважды с интервалом в три недели. У 11 участников испытания вирусная нагрузка оставалась низкой в среднем 21 неделю, что в два раза дольше, чем при введении одного 3BNC117. Остальным четырем пациентам антитела не помогли сохранить вирус в подавленном состоянии. Во втором испытании комбинацию антител вводили пациентам с высокой вирусной нагрузкой. Из семи участников процедура помогла четверым — у них вирусная нагрузка упала до значений, сравнимых с таковыми для АРТ, и низкий титр вируса поддерживался до трех месяцев после первого введения.
Устойчивость к препарату не развилась в ходе испытаний ни у одного пациента. Тем не менее, антитела помогли не всем, что указывает на высокую вариабельность вируса и необходимость тщательно проверять чувствительность конкретного вирусного штамма к терапии.
Антитела можно использовать не только как средство терапии, но и для профилактики заражения. Мы
, что та же самая комбинация антител после единственной инъекции защитила обезьян от заражения вирусом на 20 недель.
Дарья Спасская
Они же могут быть ответственны за смерть герцога
Польские, итальянские, американские и австралийские ученые изучали портреты герцога Тосканского Фердинандо II Медичи, чтобы выяснить, какими дерматологическими заболеваниями он мог страдать. Сначала они исследовали портреты герцога в возрасте 16 лет, написанные с разницей в несколько дней в октябре 1626 года, на которых хорошо видны симптомы натуральной оспы — пятна на коже переходят в папуло-везикулезные высыпания. На поздних портретах, где герцог изображен в юношестве и более зрелом возрасте, ученые не нашли у него шрамов от оспенных высыпаний, однако отметили потерю волос в боковых третях бровей. И хотя в подростковом возрасте эти места на лице были активно поражены оспой, из-за распространенного покраснения в области скул ученые предположили, что виной этому могут быть розовые угри, или розацеа. Исследование опубликовано в Journal of European Academy of Dermatology and Venereology. Розовые угри возникают на лице из-за изменения тонуса поверхностных артерий кожи лица и проявляются покраснением, отеком, заметным расширением мелких и поверхностных сосудов кожи лица, папулами и пустулами. Кроме того, розацеа может быть причиной потери бровей и облысения, которое наблюдается на последнем портрете герцога. Согласно документам Фердинандо II Медичи умер от инсульта, и хотя на последнем портрете у него видны симптомы избыточного веса или даже ожирения, ученые обращают внимание на тот факт, что розовые угри связаны с риском развития сердечно-сосудистых заболеваний. Поэтому стоит дополнительно изучить роль этого хронического заболевания в смерти этого дворянина.