Всего одна инъекция модифицированных антител защищает макак от вируса иммунодефицита обезьян в среднем на 20 недель, говорится в исследовании, опубликованном в Nature Medicine. Результаты этой работы в перспективе могут помочь в разработке инъекции для профилактики заражения ВИЧ.
Вирус иммунодефицита человека появился в начале XX века в результате мутации из вируса иммунодефицита обезьян. Эти вирусы очень близки, и вирус иммунодефицита обезьян служит моделью для разработки лечения ВИЧ. Исследования ВИЧ ведутся уже более 30 лет, однако ни вакцины, ни эффективного и безопасного лечения до сих пор нет. В попытке создать вакцину широко исследуются антитела, которые вырабатываются у людей с ВИЧ — они способны блокировать большинство циркулирующих штаммов. В данный момент антитела проходят клинические испытания для контроля за уровнем вируса у инфицированных людей и испытания на обезьянах, чтобы узнать, могут ли антитела предотвратить заражение вирусом иммунодефицита обезьян. Клинические испытания показали, что антитела остаются активны при введении другому человеку и не причиняют вреда — в более ранней работе авторов было исследовано антитело VRC01, дающее защиту от вируса иммунодефицита в среднем на 8 недель, а при генной модификации с заменой двух аминокислот — до 14 недель.
В новой работе Малкольм Мартин (Malcolm Martin) из Национальных институтов здоровья и его коллеги исследовали два антитела — 10-1074 и 3BNC117 — нейтрализующие ВИЧ. Ученые провели тесты с каждым из антител в природной форме, с каждым из антител после замены в них двух аминокислот, а также с комбинацией модифицированных антител. При внутривенном введении антитела 10-1074 макакам защитный эффект от вируса иммунодефицита обезьян длился в среднем 12,5 недель. Генная модификация всего двух аминокислот в этом антителе увеличила защиту от вируса до среднего показателя в 27 недель. При внутривенном введении 3BNC117 защита держалась в среднем 13 недель, а после замены двух аминокислот — 17 недель. Затем ученые скомбинировали оба модифицированных антитела, чтобы создания защиты от генетически разнообразных штаммов. Комбинацию антител вводили подкожно и содержание каждого из антител было снижено в три раза, по сравнению с однокомпонентными инъекциями. Комбинированная инъекция давала защиту от обезьяньего вируса иммунодефицита в среднем до 20 недель.
Получение долговременной защиты от вируса иммунодефицита у макак с помощью одной инъекции может стать основой для разработки профилактической инъекции для людей. Однако, стоит отметить, что защита от клонированного в лаборатории вируса иммунодефицита обезьян еще не означает успешного противостояния естественным генетически разнообразным штаммам ВИЧ, поэтому эффективность защиты от различных штаммов еще предстоит исследовать.
Только на территории России носителями вируса ВИЧ являются около полутора миллионов человек. Поиск по настоящему эффективного средства от ВИЧ ведется не только с помощью антител, но и с помощью технологии CRISPR/Cas9, о которой написано в нашем материале «Запомните эти буквы». Эта технология позволяет редактировать геном зараженной ВИЧ клетки и очищать ее от вирусных генов, что потенциально может полностью избавить человека от ВИЧ в будущем. Генассамблея ООН в июне 2016 года приняла резолюцию, в которой поставлена цель — к 2030 году положить конец эпидемии.
Эффект продлился несколько месяцев
Американские ученые в рамках клинического исследования выяснили, что восемь сеансов флоатинга за месяц (по два раза в неделю) значительно снижают тревожность и неудовлетворенность собственным телом у людей с нервной анорексией. Как сообщается в журнале eClinicalMedicine, такой эффект сохранялся на протяжении нескольких месяцев. При нервной анорексии человека не устраивает его внешний вид из-за мнимого лишнего веса. Из-за этого он начинает неконтролируемо худеть, что может приводить к тяжелым расстройствам здоровья и даже смерти. Часто это заболевание сопряжено с повышенной тревожностью, и в целом, ложится большим бременем на семью и общественное здравоохранение. Высокий риск рецидива делает эту болезнь трудно курируемой и приводит к высокой смертности. Поэтому поиск новых подходов к терапии нервной анорексии становится все более важной задачей в психиатрии. В камерах сенсорной депревации — флоатинг-капсулах — человек изолирован от любых ощущений: на него не действуют ни звук, ни свет, ни запахи, а сам он находится в растворе высокой плотности с температурой человеческого тела, что позволяет ощущать себя пребывающим в невесомости. В нескольких исследованиях флоатинг использовался в качестве альтернативной терапии тревожных расстройств, однако его потенциал для лечения нервной анорексии все еще изучен слабо. Команда ученых под руководством Сахиба Халсы (Sahib Khalsa) из Университета Талсы исследовала, как флоатинг влияет на тревожность и неудовлетворенность собственным телом у пациентов с нервной анорексией. Для этого они набрали 67 человек с нервной анорексией и случайно распределили их по группам: 45 в группе флоатинга, 22 в группе обычного лечения (в группе флоатинга люди также получали обычное лечение). Исходные характеристики между группами практически не отличались. Процент участников, принимавших психотропные препараты, был выше в группе флоатинга. Участники группы вмешательства посетили в среднем 7,7 сеанса при средней продолжительности сеанса плавания 49,4 минуты. Сразу после окончания курса у пациентов группы флоатинга врачи отметили значительное снижение неудовлетворенности телом от до-до послесессионного периода в группе плавающего отдыха (р < 0,0001), в то время как группа, получавшая обычный уход, не показала существенных изменений в показателях неудовлетворенности телом. Такой эффект сохранялся как минимум в течение 16 недель, однако спустя шесть месяцев неудовлетворенность снова нарастала. Однако общая тревожность продолжала оставаться низкой. В дальнейшем ученые рассчитывают сделать это исследование более масштабным и разобраться, как именно флоатинг может влиять на симптомы нервной анорексии. Недавно американские ученые сообщили, что псилоцибин и психотерапия улучшило состояние пациенток с нервной анорексией.