В питомнике при индонезийском национальном парке Уэй-Камбас родилась самка суматранского носорога. Как отмечается в пресс-релизе Министерства окружающей среды и лесного хозяйства Индонезии, это всего шестой случай размножения данного вида в неволе за последние 40 лет. Появление детеныша — очень важное событие для суматранских носорогов, ведь в дикой природе их численность сократилась менее чем до 80 особей. Без разведения в неволе эти животные обречены на исчезновение.
Носороги серьезно пострадали от человеческой деятельности. Из пяти видов, доживших до наших дней, четыре оказались под угрозой вымирания, в первую очередь из-за разрушения среды обитания и браконьерской охоты ради рогов, которые высоко ценятся в китайской медицине. Особенно тяжелая ситуация сложилась с яванскими (Rhinoceros sondaicus) и суматранскими (Dicerorhinus sumatrensis) носорогами. Когда-то они населяли всю Юго-Восточную Азию, однако к настоящему времени первые выжили лишь в национальном парке Уджунг-Кулон на западе Явы, а вторые — только на Суматре и Борнео.
Крошечная популяция яванских носорогов, которая состоит из примерно 75 особей, относительно стабильна и даже время от времени пополняется детенышами. А вот суматранских носорогов становится все меньше. По оценкам зоологов, сейчас численность вида не превышает 80 особей. Многие из них из-за вырубки лесов живут в изоляции друг от друга и не могут встретиться, чтобы принести потомство. Специалисты сходятся во мнении, что без активных природоохранных мер суматранские носороги обречены на исчезновение. При этом особенно важно наладить размножение вида в неволе.
Первая попытка разводить суматранских носорогов стартовала еще в 1980 годах и закончилась неудачей. Через десять лет после начала проекта больше половины пойманных в природе особей погибли, а детенышей так и не появилось. Лишь через несколько десятилетий суматранские носороги, содержавшиеся в зоопарках и питомниках США и Индонезии, начали приносить потомство.
В 2017 году индонезийское правительство решило перезапустить программу по разведению суматранских носорогов в неволе. Для нее диких особей, которые оказались на изолированных или активно вырубаемых участках леса, отлавливают и перевозят в питомник, расположенный в национальном парке Уэй-Камбас на Суматре. До недавнего времени здесь жило семь животных (еще одну одинокую самку держат в неволе в охраняемом лесу Келиан-Лестари на Борнео).
Двадцать четвертого марта 2022 года сотрудники питомника сообщили о долгожданном прибавлении у своих подопечных. У самки по имени Роза, которая живет в неволе с 2005 года, после 476-дневной беременности родилась дочь. Отцом детеныша стал самец по имени Андату, родившийся в питомнике в 2012 году. По словам специалистов, юный носорог, которому пока не подобрали имя, стал шестым представителем своего вида, который появился на свет в неволе за последние сорок лет, и третьим, родившимся в Уэй-Камбасе.
Рождение детеныша суматранского носорога в неволе дает надежду, что этот вид еще удастся спасти. Однако очевидно, что сделать это будет нелегко. Дело в том, что из-за редких контактов с самцами и низкого генетического разнообразия самкам суматранских носорогов трудно выносить потомство. Например, у Розы в 2017–2020 годах было восемь беременностей — но все они закончились выкидышами.
Зоологам, которые работают над спасением северных белых носорогов (Ceratotherium simum cottoni), приходится еще труднее. Последний самец, принадлежавший к этому подвиду, умер в 2018 году. Теперь специалисты пытаются оплодотворить яйцеклетки еще живых самок замороженной спермой самцов и получить жизнеспособные эмбрионы, которые выносят самки не находящихся под угрозой исчезновения южных белых носорогов.
Сергей Коленов