Проект Icarus по наблюдению за миграциями животных с борта МКС остановлен по инициативе «Роскосмоса»

Работа проекта Icarus, совместной программы российских и немецких ученых по отслеживанию миграций животных (в основном птиц) с помощью антенны на борту МКС, остановлена по инициативе «Роскосмоса». Передача данных с космической станции остановлена с 3 марта 2022 года, говорится на главной странице на сайте проекта.

Немецкие ученые начали обсуждать проект глобальной системы для исследования миграций животных еще в 2002 году. Главной его задачей должен был стать мониторинг перемещений в первую очередь мелких животных: летучих мышей, небольших птиц и даже насекомых (например, саранчи). Информация об этих маршрутах может многое сказать о состоянии экосистем в целом и потенциальных угрозах для благополучия людей и позволит, например, спрогнозировать перенос опасных вирусов или угрозу для посевов. Такая система должна быть космической, поскольку сигнал традиционных радиомаяков некому принять в малозаселенных регионах, а спутникам доступна вся поверхность Земли. Второе ограничение: чтобы не влиять на поведение помеченного животного масса самих передатчиков не должна превышать пяти процентов от массы его тела.

В 2014 году «Роскосмос» и Немецкий центр авиации и космонавтики DLR подписали договор, согласно которому антенна и оборудование для обработки данных весной 2016 года будет установлено на российском сегменте МКС, при этом российские ученые получат доступ к данным.

Первоначально планировалось установить антенну на модуль «Наука», но из-за задержки пуска было решено перенести его на модуль «Звезда». В августе 2018 года российские космонавты установили антенну на внешней поверхности станции, работу системы в тот момент планировалось начать летом 2019 года. Однако в бортовом компьютере был обнаружен дефект и его пришлось отправить на Землю на беспилотном «Союзе МС-14», который путешествовал на МКС с роботом Федором.

В декабре 2019 года корабль «Прогресс МС-13» доставил на борт станции исправный компьютер, и в марте 2020 года вся система была запущена в тестовую эксплуатацию, а с сентября 2020 года орнитологи в Европе, России и Северной Америке начали отлавливать дроздов и помещать на них передатчики.

На тот момент была готова первая тестовая партия в пять тысяч четырехграммовых устройств, которые способны работать без перезарядки и обслуживания в течение как минимум одного цикла миграции птиц. Экономия энергии достигнута в том числе за счет алгоритма работы: передатчик включается по расписанию — только в тот момент, когда МКС появляется над горизонтом, и лишь затем передает на станцию информацию о всех перемещениях птицы и ее состоянии за период молчания.

Поучаствовать в проекте мог любой желающий: ученые разработали мобильное приложение, где пользователь мог увидеть, есть ли по соседству с ним меченая птица, и попытаться сделать снимки и сообщить орнитологам о своих наблюдениях. Российские ученые, которые участвовали в проекте, планировали около 16 различных исследований в области экологии, основанные на информации, полученной c помощью Icarus.

Теперь стало известно, что передача данных с МКС остановлена с 3 марта 2022 года по инициативе «Роскосмоса». Немецкие исследователи в настоящее время пытаются определить, можно ли без оборудования на МКС получать данные со спутниковых передатчиков, которые установлены на животных. Передатчики, вероятно, так и останутся на птицах — мелкие птицы живут недолго и к концу срока службы аккумуляторов многие из них уже погибнут от естественных причин.

Представитель «Роскосмоса», комментируя сообщение, подтвердил, что российская сторона приостановила передачу данных германским партнерам «в связи с занятой ими неконструктивной позицией (выключение телескопа на обсерватории „Спектра-РГ“, отказ от миссии ExoMars-2022». Вместе с тем, аппаратура на борту станции работает, данные поступают российским ученым, отметил он. Участник проекта с российской стороны, сотрудник ИГ РАН Григорий Тертицкий, подтвердил N + 1, что данные с трекеров в последние дни продолжали поступать с МКС.

После публикации в заметку была добавлена информация о реакции "Роскосмоса" (10 абзац), удалена неподтвержденная информация о причинах прекращения сотрудничества (первый абзац).

О том, что происходит с международным научным сотрудничеством, после того, как российские военные вошли на территорию Украины, мы рассказываем в материале «Двери закрываются».

Илья Ферапонтов