Молодой мужчина бронзового века страдал от хронического аппендицита

Палеопатологи исследовали останки индивида из Чехии, умершего в XV–XIV веках до нашей эры, и выяснили, что они принадлежали молодому мужчине 20–30 лет. На подвздошной ямке правой подвздошной кости они обнаружили патологию, которая, судя по всему, стала следствием перитонеального абсцесса, вызванного хроническим аппендицитом. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Osteoarchaeology.

Около 1600–1200 годов до нашей эры, то есть в эпоху средней и поздней бронзы, на территории Центральной Европы существовала археологическая культура (или группа культур) курганных погребений, которая пришла на смену унетицкой культуре. Археологи выделяют ее в первую очередь из-за характерного погребального обряда, доминирования скотоводства над земледелием и типа бронзовых артефактов, которые иногда находят даже случайно, как это недавно произошло с жителями Словакии, нашедшими кинжал.

Археологам известно мало поселений этой культуры, поэтому для ее изучения основным источником информации выступают могильники. Обычно это небольшие погребально-поминальные комплексы, которые состоят из нескольких десятков курганных насыпей, причем иногда могилы сопровождаются каменными кладками, оградками под полой или вокруг кургана. Носители курганной культуры хоронили своих умерших в основном по одиночке по обряду ингумации, реже — кремации. Нередко вместе с останками людей археологи обнаруживают большое количество металлических украшений — булавок, подвесок или спиральных браслетов, а также орудия и оружие из бронзы.

Ленка Варгова (Lenka Vargova) из Масарикова университета совместно с коллегами из Словакии и Чехии исследовала человеческие останки, найденные в 2018 году во время охранно-спасательных работ в городе Микулов. Этот скелет принадлежал взрослому носителю культуры курганных погребений, который умер около 1493–1301 годов до нашей эры. Этот индивид был похоронен в погребальной камере, сооруженной из камня, вместе еще с двумя людьми и богатым инвентарем, что, по мнению археологов, свидетельствует о высоком социальном статусе умерших.

Антропологическое исследование останков показало, что они принадлежали мужчине, умершему в возрасте 20–30 лет, рост которого составлял около 165,5–168 сантиметров. Ученые обратили внимание на поражение, наблюдавшееся на подвздошной ямке правой подвздошной кости. Палеопатологи прибегли к рентгенологическому, гистологическому и генетическому анализам, чтобы выяснить природу этого поражения.

Гистологическое исследование показало, что патология могла быть следствием инфекционного гнойного заболевания, вызванного бактериями. В ходе анализа древней ДНК ученые не обнаружили палочку Коха (Mycobacterium tuberculosis), поэтому, учтя результаты рентгенограммы, они пришли к выводу, что поражение вряд ли было вызвано туберкулезом. Кроме того, они отвергли еще один вероятный диагноз — сифилис, поскольку это заболевание обычно сопровождается очень разнообразными поражениями костей. Исследователи также поставили под сомнение, что эта патология связана с микозами, лимфаденитом, доброкачественными или злокачественными опухолями, однако полностью не исключили паразитарные заболевания.

Из-за расположения поражения в правой подвздошной ямке, возле которой находится аппендикс, палеопатологи пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной этого повреждения стал перитонеальный абсцесс, который был вызван хроническим аппендицитом. Гнойное воспаление в таком случае могли вызвать бактерии толстой кишки, например, кишечная палочка (Esсherichia coli), клебсиелла (Klebsiella aerogenes) или сальмонелла (Salmonella enterica).

В первоначальной версии заметки было указано неправильное определение абсцесса. Приносим извинения нашим читателям.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древних патологий. Так, ученые выяснили, что скифская девочка-воин из Тывы пострадала от рахита. А на черепе пожилой женщины из Испании обнаружили древнейшие свидетельства мастоидотомии.

Древнеегипетских писцов отличили по костям