Доколумбовые цивилизации Анд пострадали от туберкулеза ластоногих

Палеогенетики исследовали останки людей с патологиями, характерными для туберкулеза, которые были обнаружены на колумбийских и перуанских памятниках доколумбового эпохи. В трех случаях им удалось прочитать полные геномы возбудителя этой болезни — Mycobacterium pinnipedii, который циркулирует в популяциях ластоногих. По всей видимости, эти микобактерии туберкулезного комплекса передавались от человека к человеку или их распространяли наземные животные, так как исследованные останки принадлежали людям, умершим вдалеке от побережья. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Туберкулез представляет собой инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем, которое вызывают микобактерии туберкулезного комплекса. Самый известный вид этих микроорганизмов — Mycobacterium tuberculosis — был выделен Робертом Кохом (Robert Koch) еще в 1882 году (об отношении к этой болезни в Европе можно прочитать в нашем блоге «Чахотка: другая история немецкого общества»). Однако существуют и другие виды микобактерий, способные вызывать туберкулез у людей и некоторых животных. Среди них, в частности, выделяется M. bovis, который способен передаваться человеку от крупного рогатого скота, особенно через зараженное молоко.

Долгое время считалось, что туберкулез оказался в Америке вместе с европейскими колонизаторами, то есть в конце XV века. Однако в 1994 году палеогенетики обнаружили ДНК микобактерии туберкулезного комплекса в мумифицированных останках возрастом около тысячи лет, которые были найдены в прибрежных районах Перу. Спустя 20 лет исследователи выяснили, что возбудителем туберкулеза у древних перуанцев, охотившихся на морских млекопитающих, был вид M. pinnipedii, который сегодня распространен среди ластоногих (Pinnipedia).

Кирстен Бос (Kirsten Bos) из Института истории человечества Общества Макса Планка совместно с коллегами из Германии, Колумбии и США исследовал останки десяти человек, у которых наблюдались поражения, характерные для туберкулеза костей. Археологи обнаружили эти находки на шести южноамериканских памятниках, относящихся к доколумбовой эпохе.

В четырех случаях палеогенетикам удалось секвенировать ДНК, характерную для микобактерии туберкулезного комплекса. В ходе дальнейшей работы они прочитали три полных генома с покрытием от 10 до 15 раз, которые относятся к трем древним вариантам M. pinnipedii. Это удалось сделать на образцах, найденных в районе современного колумбийского города Богота, расположенного в 600 километрах от побережья, а также на перуанском памятнике, находящемся в 65 километрах от побережья. Радиоуглеродный анализ показал, что индивиды, зараженные туберкулезом, умерли между 1265 и 1640 годами нашей эры.

Ученые провели филогенетический анализ, в который включили три новых генома, а также 263 ранее опубликованных древних и современных геномов микобактерий туберкулезного комплекса. На филогенетическом дереве недавно прочитанные геномы оказались близки к ранее опубликованным древним перуанским и современным геномам M. pinnipedii.

Палеогенетики отметили, что ранее обнаруженные в Южной Америке останки людей, зараженных M. pinnipedii, происходили только с прибрежных памятников. Однако все три образца в текущем исследовании были получены от индивидов, которые вряд ли непосредственно контактировали с инфицированными ластоногими, так как проживали на достаточно большом расстоянии от побережья. По мнению ученых, это свидетельствует о том, что туберкулез в этих популяциях мог передаваться от человека к человеку или его распространяло какое-либо наземное животное.

Жители Южной Америки до прихода европейцев страдали не только от туберкулеза. Так, палеопатологи из Великобритании выяснили, что представители культуры ичсма, похороненные в священном городе Пачакамак, болели разными респираторными заболеваниями, в том числе верхнечелюстным синуситом.

Клад восточных монет из Чертово городища датировали первой четвертью IX века