Барсуки-«сверхразведчики» помогут в борьбе с бычьим туберкулезом

Исследователи из Тринити-колледжа (Дублин) обратили внимание на необычное поведение некоторых самцов барсуков (Meles meles), которые обходят в два-три раза бóльшую территорию, чем другие особи. Как сообщается в PLoS ONE, исследователи надеются, что барсуки-«сверхразведчики» помогут объяснить распространение бычьего туберкулеза — опасного заболевания, которое передается от коров людям.

Возбудитель бычьего туберкулеза — микобактерия Mycobacterium bovis, которая может вызывать туберкулез и у людей. Заболевание передается через сырое молоко, реже — воздушно-капельным путем. Барсуки чаще других диких млекопитающих переносят бычий туберкулез. Поэтому изучение территориального поведения барсуков может помочь в контроле распространения болезни.

Авторы нового исследования под руководством зоолога Николы Марплс (Nicola Marples) в течение семи лет (2010-2016 года) исследовали маршруты барсуков в графстве Уиклоу на востоке Ирландии. Барсуки могут жить как парами с детенышами, так и социальными группами, и в среднем занимают территорию 1,8-2,5 квадратных километра. Ученые исследовали 48 взрослых барсуков из девяти социальных групп, живущих на территории одной группы. Животных, часто переходивших из одной группы в другую, авторы статьи исключили из исследования. На барсуков надели ошейники с GPS-трекерами и радиочастотными маячками, позволяющими узнавать каждую особь, и снимали информацию о передвижениях животного несколько раз за ночь.

Выяснилось, что, хотя большинство барсуков бродили по территории своей группы, 12 самцов (25 процентов) обходили в 2-3 раза бóльший участок. При этом они не просто выходили за пределы своей территории в поисках пищи или самки, а путешествовали по «большому кругу» от нескольких месяцев до 2-3 лет. Исследователи назвали этих барсуков «сверхразведчики»(«super-rangers»).

Исследователи предложили разные объяснения подобного поведения. Во-первых, так могли себя вести низкоранговые самцы, которых «исключил» из группы доминантный самец. Во-вторых, это мог быть, наоборот, доминантный самец, контролировавший очень большую территорию. Как показали исследователи, в нескольких случаях барсуки «занимали» новый участок после того, как доминантный самец из соседней группы погибал. Так как самцы барсуков способны спариваться круглогодично, а самки — только дважды в год, вполне вероятно, что увеличивая территорию самцы получают доступ и к новым самкам.

Недавно британские исследователи показали, что социальная жизнь барсуков куда сложнее, чем предполагалось ранее. Оказалось, что как самцы, так и самки не всегда держатся своей территории, а весьма активно взаимодействуют с особями из соседних групп.

Собери семью