Немецкие биологи предложили альтернативный механизм тромбоза после векторных вакцин

Биологи из Германии предложили еще одно объяснение тромбообразования после введения векторных вакцин. В экспериментах на культуре клеток они доказали, что РНК, образующаяся после транскрипции ДНК из аденовирусного вектора, претерпевает неправильный сплайсинг. Из-за этого спайк-белок презентируется не на поверхности клеток, а выходит из них в свободной форме, связывается с ACE2 рецепторами эндотелия и вызывает аутоиммунные реакции. Исследование опубликовали в eLife.

Через несколько месяцев после начала прививочной кампании у вакцин, которые используют для иммунизации аденовирусный вектор, обнаружили редкий побочный эффект — тромбоз. В апреле 2021 года Европейский медицинский регулятор добавил его в список побочных эффектов вакцины AstraZeneca, а затем — препарата от Johnson & Johnson.

Когда биологи начали изучать, почему именно возникал тромбоз, то они обнаружили, что аденовирус может связываться с тромбоцитарным цитокином PF4. Эти комплексы иммунная система затем распознает как чужеродные и запускает выработку антител против PF4, что приводит к тромбозам.

Альтернативное объяснение того, почему именно возникают тромбы, предложили немецкие ученые во главе с Рольфом Маршалеком (Rolf Marschalek) из Франкфуртского университета имени Гете. По их версии, все дело в том, что аденовирусный вектор доставляет в организм информацию о спайк-белке коронавируса, «записанную» в форме ДНК, а не РНК, как в препаратах от Pfizer и Moderna. Попадая в клетку, ДНК освобождается из вектора и происходит ее транскрипция. Образующаяся в ходе этого процесса РНК затем претерпевает все те же посттранскрипционные изменения, что и любая другая РНК.

Исследователи предположили, что на этом этапе РНК, кодирующая спайк-белок, претерпевает неправильный сплайсинг — ферменты эндонуклеазы разрезают ее в так называемых криптических сайтах. В результате образуется конечная РНК, у которой отсутствуют некоторые составляющие спайк-белка коронавируса.

Сначала биологи проверили свою гипотезу in silico: с помощью онлайн-платформы SpliceRover они нашли возможные места сплайсинга в последовательности, кодирующей спайк-белок SARS-CoV-2 в вакцинах AstraZeneca и Janssen. Ученые обнаружили, что сплайсинг в конечном итоге приводит к образованию спайк-белка, в котором отсутствует трансмембранный якорный белок. Такой спайк-белок выходит из клеток, связывается с рецепторами ACE2 на поверхности клеток эндотелия и запускать аутоиммунные реакции против них с образованием тромбов. При обычном же течении событий после иммунизации векторными вакцинами спайк-белок презентируется на поверхности клеток и не находится в крови в свободной форме.

Исследователи экспериментально показали, что такие продукты сплайсинга действительно образуются — ученые внесли в культуру клеток аденовирусные векторы из вакцин AstraZeneca и Johnson & Johnson, а затем c помощью ПЦР посмотрели на получившиеся продукты сплайсинга.

Биологи считают, что создателям вакцин нужно поместить спайк-белок на аденовирусном векторе в таком месте, чтобы свести к минимуму неправильный сплайсинг. Таким образом удастся избавиться от побочных эффектов векторных вакцин.

Недавно мы писали о том, что две группы британских ученых рассчитали, насколько повышается частота возникновения тромбозов вен мозга после введения препарата AstraZeneca. По расчетам исследователей, вакцинация вызывает 1–3 избыточных случая на миллион человек.

Длительный прием прогестинов повысил риск развития менингиомы