Генетики нашли древнейший случай заражения ребенка гемофильной палочкой

Генетики исследовали останки взрослого мужчины и шестилетнего мальчика из англосаксонского некрополя и обнаружили, что оба индивида были жертвами Юстиниановой чумы. Более того, ребенок страдал еще от одной инфекции, вызванной гемофильной палочкой типа b. По данным ученых, обнаруженный случай представляет собой редкую коинфекцию чумы с другим заболеванием, а также древнейший случай обнаружения гемофильной палочки. Результаты исследования опубликованы в журнале Genome Biology.

Чума известна с древнейших времен, свидетельства чему находятся во многих древних письменных источниках, включая Библию. Однако недавние исследования показали, что человек сталкивался с возбудителем этой инфекции — грамотрицательной палочкой Yersinia pestis — гораздо раньше, нежели зафиксировано в источниках. Так, в Латвии нашли останки мужчины, который болел чумой более пяти тысяч лет назад. А носители афанасьевской культуры из Горного Алтая встретились с возбудителем этой болезни около 4800 лет назад. Хотя самые известные пандемии чумы относятся к эпохе Средневековья — Юстинианова чума и Черная смерть, даже сегодня можно заразиться этой болезнью во многих уголках нашей планеты, в том числе и в России (подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Территории черной смерти»).

Однако чумная палочка далеко не единственный патоген, который серьезно повлиял на развитие человечества. Еще в 1892 году бактериологи описали вид грамотрицательных неподвижных патогенных бактерий — гемофильную палочку (Haemophilus influenza), который первоначально приняли за возбудитель гриппа (отсюда и видовое название). Наиболее патогенный тип этой бактерии — b — выступал основной причиной заболеваний неэпидемическим бактериальным менингитом среди детей во всем мире вплоть до массовой вакцинации, начавшейся в конце XX века. H. influenza чаще поражает маленьких детей в возрасте до трех лет, вызывая отит и синусит. Кроме того, он может стать причиной инвазивных заболеваний — менингита, пневмонии, эпиглоттита или септического артрита.

Христиана Шайб (Christiana Scheib) из Тартуского университета совместно с учеными из Бельгии, Великобритании и Эстонии исследовала останки людей, обнаруженные в англосаксонском некрополе Эдикс-Хилл. Этот погребальный комплекс, расположенный в английском графстве Кембриджшир, относится к 500–650 годам нашей эры. Прошлые исследования показали, что в этом некрополе также хоронили жертв пандемии чумы, начавшейся в 541 году.

Ученые взяли для исследования два зуба, которые принадлежали людям, находившимся в двойном погребении (могила-85). Одни останки принадлежали взрослому мужчине с предсмертной черепно-мозговой травмой, умершему в возрасте 25–35 лет, а вторые — ребенку шести лет. Оба этих человека, по данным генетиков, были инфицированы чумной палочкой. Радиоуглеродный анализ показал, что они умерли около 416–541 годов — видимо, в самом начале Юстиниановой чумы.

Генетический анализ показал, что взрослый человек был мужчиной. На рентгеновских снимках ученые заметили у него анкилоз коленного сустава, вызванный, вероятно, септическим артритом. Это ограничивало его способность нормально ходить. В ходе генетического исследования останков ребенка, который также оказался мальчиком, ученые обнаружили не только свидетельства чумной, но и гемофильной палочки, которая относится к типу b. Ученые подчеркнули, что индивиды из двойного захоронения не были родственниками.

Биологи отметили, что обнаруженное заражение палочкой H. influenza представляет собой древнейший известный пример, зафиксированный в научной литературе. Это указывает на то, что гемофильная палочка циркулировала среди детей уже в VI веке нашей эры. Кроме того, исследователи подчеркнули, что чума поразила население, которое к тому моменту уже страдало от ряда инфекций. Это сделало популяцию еще более восприимчивой к эпидемическим заболеваниям. На костях ребенка ученые также обнаружили свидетельства септического артрита, который мог быть вызван H. influenza. Возможно, мальчик страдал и менингитом. Ученые отметили, что случаи коинфекции Y. pestis с другими патогенами встречаются крайне редко. Хотя недавно все же сообщалось о жертве чумы XV века, чьи останки нашли в Вильнюсе. Этот индивид был заражен также бледной трепонемой (Treponema pallidum) — возбудителем сифилиса.

В Средневековье чума значительно повлияла на развитие многих городов и регионов Европы. Узнать о том, как проходили пандемии этой болезни, можно в нашем материале «Просто чума».

Ранние неандертальцы разделали пещерных и бурых медведей