Как проходили пандемии чумы и как они повлияли на средневековую Европу
Недавно в центральном Лондоне археологи нашли массовое захоронение. Могила выглядит сделанной наспех, все тела были похоронены в один день и в очень простых гробах. Найденный рядом могильный камень датирован 1665 годом, поэтому археологи предполагают, что это одно из захоронений жертв «Великой чумы». Мы решили вспомнить, как проходили пандемии чумы в средневековой Европе, как реагировали на нее люди и к каким последствиям приводила чума.
Средневековые города — это сравнительно небольшая территория, ограниченная крепостной стеной. Внутри деревянные или реже, каменные дома, построенные вплотную друг к другу, чтобы сэкономить полезную площадь, стоят на узких улицах. Люди жили скученно и тесно, их понятия о чистоте и гигиене сильно отличались от современных. В домах, по большей части, старались поддерживать чистоту, хотя в средневековых книгах встречается рецепт на случай «если кому крыса лицо щипнет или омочит»1, а вот мусор и нечистоты выбрасывались прямо на улицы. С личной гигиеной тоже возникали проблемы. Каждый день люди мыли только руки и лицо — то, что видно всем. А вот полноценные ванны принимали редко: во-первых, нагреть большой объем воды было дорого и технически сложно, а во-вторых частое мытье не приветствовалось: оно считалось признаком себялюбия и потакания телесным слабостям. Общественные бани уже существовали, но были дороги. Поэтому сравнительно часто мыться могли себе позволить только богатые люди. Например, английский король в XIII веке принимал ванну раз в три недели. А монахи мылись и того реже, кто-то дважды в год, кто-то — четырежды2. В таких условиях вши и блохи были постоянными спутниками людей. То есть были созданы идеальные условия для возникновения и распространения эпидемий.
И эпидемия началась. Страшная пандемия чумы, названная современниками «Черной смертью», пришла в Европу в 1346 году. По самой распространенной версии, чума пришла с монгольскими войсками через Золотую Орду в Крым. Находившиеся в Крыму монголы осаждали древний порт Феодосию (Каффу). Сохранилось свидетельство очевидца осады, юриста Габриэля де Мюсси, которое, впрочем, некоторые ученые ставят под сомнение. Как описывает де Мюсси, осада была неудачной, и монголы, среди которых было много зараженных чумой, с помощью катапульт стали перебрасывать через стены города чумные трупы, чтобы заразить осажденных. В городе вспыхнула эпидемия. Корабли, направлявшиеся из Кафы в Европу, перенесли чуму с корабельными крысами, одеждой и тканями, кишащими блохами, и зараженными моряками. Из Италии и Южной Франции чума стала распространяться на север. До 1353 года чума прокатилась по всей Европе, от Испании до Скандинавии и Гренландии, и от Ирландии до Московского княжества.
В начале XIV века население Европы насчитывало от 70 до 100 миллионов человек. Во время пандемии 1346-1353 годов, по разным оценкам, умерли от 25 до 34 миллионов человек, от трети до половины населения Европы.
После окончания пандемии чума не ушла. Вспышки болезни разной силы повторялись по всей Европе каждые 10-15 лет, вплоть до конца XVIII века.
Жители Европы оказались абсолютно не готовы к этому бедствию. Вот что пишет очевидец эпидемии Бокаччо в «Декамероне»3.
... Против этих болезней не помогали и не приносили пользы ни совет врача, ни сила какого бы то ни было лекарства... только немногие выздоравливали и почти все умирали на третий день после появления... признаков [чумы].
... [оставшиеся] в живых, почти все стремились к одной, жестокой цели: избегать больных и удаляться от общения с ними...
...Воздух казался зараженным и зловонным от запаха трупов, больных и лекарств.
...Не заботясь ни о чем, кроме себя, множество мужчин и женщин покинули родной город, свои дома и жилья, родственников и имущества и направились за город...
...Умерший человек вызывал тогда столько же участия, сколько издохшая коза...
Так как для большого количества тел... не хватало освященной для погребения земли... то на кладбищах при церквах, где все было переполнено, вырывали громадные ямы, куда сотнями клали приносимые трупы, нагромождая их рядами, как товар на корабле, и слегка засыпая землей, пока не доходили до краев могилы.
Сейчас мы знаем, что возбудитель чумы, Yersinia pestis, чумная палочка, циркулирует в популяциях грызунов и переносится блохами. Но чумную палочку открыли только в 1894 году.
В средние века причиной возникновения болезни считали Божью волю. Все происходит благодаря Богу, в том числе и недуги. Если врачу удавалось вылечить пациента, считалось, что в этом ему помогло Божье милосердие. Божьей волей вызвано и плохое расположение планет, которое ведет к накоплению в воздухе отравленных миазмов, вызывающих болезни. Когда французский король попросил профессоров медицины Парижского университета объяснить причины чумы 1348 — 1349 годов, ученые мужи ответили, что эпидемия наступила из-за «важной конъюнкции (соединения, совмещения) трех высших планет знака Водолея, которая вкупе с другими конъюнкциями и затмениями вызвала пагубное загрязнение окружающего воздуха; кроме того, это знак смерти, голода и других бедствий».2
Непререкаемыми авторитетами в средневековой медицине были Гиппократ и Гален. Гиппократ считал, что болезни возникают из-за вдыхания воздуха, содержащего болезнетворные миазмы. Эпидемия, по Гиппократу, это похожие по симптомам заболевания людей, живущих на одной территории и вдыхающих воздух, отравленный миазмами, либо испарениями, поднимающимися из-под земли. Так как люди, живущие в одном месте, дышат одним и тем же воздухом, они заболевают одной и той же болезнью (отсюда и термин «поветрие»). Гиппократ советовал в случае эпидемии уехать из местности с зараженным воздухом. Поэтому во время эпидемии «Черной смерти» 1346 — 1353 годов бегство из зараженных городов было обычным, а больных чумой поначалу не изолировали, так как они не считались заразными. С другой стороны в Венеции уже тогда ввели карантин для приезжих с востока (от итальянского quaranta giorni — сорок дней). Приходящие корабли досматривали, и если на них обнаруживали больных или мертвых, корабли сжигали.
Приход чумы в Европу привел к появлению «чумных докторов». Их костюмы соответствовали средневековым представлениям о том, что причина болезни — отравленные миазмы. К больным доктора приходили (если приходили вообще) в длинных кожаных или холщовых халатах, длинных перчатках и высоких сапогах. Голову и лицо закрывала маска, пропитанная воском. На месте носа был длинный клюв, заполненный пахучими веществами и травами
. «Чумные доктора» отворяли кровь, вскрывали чумные бубоны и прижигали их раскаленным железом или
чтобы «сбалансировать соки нормальной жизни». Постепенно, по призыву властей или по собственному почину, ученые начали составлять письменные наставления, что и как надо делать при чуме, так называемые «чумные сочинения». Считалось, что полезно выпустить «отравленную моровым ядом» кровь. От жара и для подкрепления сердца на грудь следует наложить компресс в который хорошо бы добавить жемчуг, кораллы и красный сандал, а бедные могут приготовить компресс из пригоршни слив, кислых яблок, медуницы, лапчатки и других лекарственных трав. Если даже после компресса бубоны не рассасываются, надо поставить банки, чтобы вместе с кровью отсосать из тела яд
.
Если болезнь не удавалось вылечить, оставалось молиться, чтобы Божий гнев смягчился и эпидемия отступила. Во время эпидемий особенно популярными заступниками от чумы были Дева Мария, святые Себастьян и Христофор. Святого Себастьяна считали заступником, видимо, потому, что он пережил посланную стрелами смерть. Считалось, что только при заступничестве святого Себастьяна врач может успешно лечить чуму. Святой Христофор считался заступником потому, что он посвятил свою жизнь служению Христу и был одним из немногих, кто взаимодействовал с Иисусом: он перенес маленького Христа через реку.
Кроме уже существовавших святых, чума создала своего собственного, святого Роха. Это был реальный человек, французский дворянин из Монпелье, который ухаживал за больными чумой, а когда заразился сам, ушел в лес умирать. Как ни странно, он выздоровел и вернулся в родной город, где его приняли за шпиона и бросили в тюрьму. После нескольких лет в заключении Рох умер. Поклонение святому началось сразу после его смерти.
Во время чумы активизировалось движение флагеллантов («бичующихся»). Движение возникло в Италии в XIII веке и быстро распространилось в центральной Европе. К движению мог примкнуть кто угодно, независимо от возраста и социального положения. Флагелланты процессией ходили по улицам и, бичуя себя ремнем, хлыстом или розгами, с плачем и пением религиозных гимнов просили отпущения грехов у Христа и Девы Марии. В разгар эпидемии во флагеллантских процессиях стало принимать участие все больше и больше народу: молитвы наряду с бичеванием производили сильное впечатление на зрителей и к процессии присоединялись все новые участники. Так как флагелланты огромными толпами ходили из города в город, заходя в церкви и монастыри, они стали еще одним источником распространения болезни. В конце эпидемии движение стало терять популярность, начались трения с церковью. Проповеди светских участников движения, публичные покаяния, нелестные высказывания флагеллантов о монахах и священниках привели к тому, что в 1349 году папа издал буллу, признающую флагеллантские учения еретическими.
Городские светские власти в ответ на эпидемию, чтобы умерить Божий гнев, принимали законы против роскоши, устанавливающие правила ношения одежды, а также регулировавшие проведение церемоний крещения, венчания и погребения. Так, в немецком городе Шпайере после окончания «Черной смерти» был принят закон, запрещающий женщинам носить мужскую одежду, потому что «эта новая мода, попирая естественные различия между полами, ведет к нарушению нравственных заповедей и влечет за собой наказание Божье».
Чума привела к возникновению нового жанра в живописи и скульптуре. После эпидемии «Черной смерти», в 1370-х годах, начали появляться «Пляски смерти» — живописные и словесные аллегории бренности человеческого бытия: смерть ведет к могиле представителей разных слоев общества — знати, духовенства, крестьян, мужчин, женщин, детей.
Закончились вспышки чумы в Европе в разное время, где-то в XVII веке, где-то — в XVIII веке. И хотя сначала способы борьбы с болезнью выглядели, на взгляд современного человека, смешно, за триста лет жители Европы выработали ряд эффективных мер по борьбе с чумой. Например, в Англии во время эпидемии 1665 года городские власти приняли систему мер против распространения заразы.
В каждый церковный приход городские власти направили наблюдателей, которые должны были расспрашивать людей и узнавать какие дома заражены и кто заболел. Также в приходы направляли «осматривающих», женщин, которые осматривали заболевших людей и ставили диагноз, и к ним в помощь отряжали хирургов, которые должны были лечить исключительно заболевших чумой. Больных изолировали: либо помещали в специально учрежденный «чумной барак», где заболевшим обеспечивали хотя бы минимальный уход, либо запирали в доме вместе со всеми домочадцами. Зараженные дома метили алым крестом и словами: «Господи, смилуйся над нами!» и держали запертыми в течение месяца. У дома оставляли сторожа, который следил, чтобы никто не входил и не выходил из зараженного дома.
Умерших надлежало хоронить ночью, чтобы избежать скопления народа; родственникам и друзьям присутствовать на поминальной службе и при погребении не разрешалось. Мебель и вещи из зараженных домов продавать запрещалось. Для устранения заразы вещи и постель чумного больного должны быть проветрены и прокурены ароматическими веществами.
Кроме того, были сделаны распоряжения о поддержании в порядке общественных мест. Мусор с улиц должен вывозиться мусорщиками ежедневно, помойки и резервуары с нечистотами должны находиться как можно дальше от города. Крестьянам из окрестных деревень, приезжающим торговать на рынке, было предписано продавать все товары за пределами города. На рынках продукты регулярно осматривались, испорченные к продаже не допускались. Деньги на рынке не передавались из рук в руки, а опускались в предназначенную для этого миску с уксусом.
Было запрещено пускать в город бродячих нищих и попрошаек. Увеселения, приводящие к скоплению народа и публичные празднества тоже во время эпидемии отменялись4.
Возможно, по причине эффективности принятых мер во время эпидемии погибло 75 тысяч человек, 15 процентов из 460 тысяч жителей города, а не треть или половина населения.
Эпидемия 1665 года,
, вошла в историю как «Великая чума». Болезнь пришла в Англию из Нидерландов в конце 1664 года, и в июле 1665 добралась до Лондона. Эпидемия пошла на убыль только поздней осенью 1665 года, а окончательно вспышки чумы прекратились в Лондоне только в 1666 году, после
, который бушевал три дня и уничтожил огромное количество домов в центре города, видимо вместе с крысами и блохами.
Так чума закончилась в Англии. В Европе было еще несколько сильных вспышек, но и они закончились в конце XVIII века.
Следующая пандемия чумы началась в Китае в 1855 году, но, по счастью, до Европы она не дошла. К этому моменту уже существовала современная наука и люди понимали настоящую причину заболевания. Появление антибиотиков позволило эффективно лечить чуму за 10 — 14 дней.
Екатерина Русакова
Источники:
1. Даниэл М. Тайные тропы носителей смерти. М.: Прогресс, 1990, ISBN 5-01-002041-6
2. Ян Мортимер. Средневековая Англия. Гид путешественника во времени. ЭКСМО. 2015 ISBN: 978-5-699-72804-6
3. Джованни Бокаччо. Декамерон. ЭКСМО. 2015. ISBN 978-5-699-82402-1
4. Дефо.Д. Дневник чумного года. АСТ., 2005, ISBN: 5-17-027602-8, 5-9660-0941-4
Социальные нормы обязывают людей относится к родным и приемным родственникам одинаково, однако ученые выяснили, что их мозг при этом реагирует на них по-разному: обследование с помощью функциональной МРТ показало, что мозг показывает различающиеся реакции на моральные дилеммы, если в них задействована кровная или приемная сестра. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.