Биоархеологи обнаружили жертв последней чумы Имолы

Биоархеологи обследовали останки 133 людей, обнаруженные в итальянском городе Имола, и выяснили, что они принадлежали жертвам чумы 1630–1632 годов. Скелеты находились в четырех братских могилах, обильно засыпанных известью. Ученые не обнаружили на них свидетельств предсмертных травм, но многие жертвы при жизни страдали от разных заболеваний, например, от туберкулеза, сифилиса и полиомиелита. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Чума известна с древнейших времен, свидетельства чему содержатся во многих древних письменных источниках, например, в Библии. Первая известная пандемия чумы вспыхнула в середине VI века нашей эры и по имени византийского императора названа Юстиниановой. Начавшись в Египте, она распространилась на почти всю цивилизованную часть мира того времени. Пик второй пандемии, Черной смерти, пришелся на 1346–1353 годы. Ее жертвами, по разным оценкам, стали от 30 до 60 процентов населения Европы. Отдельные вспышки чумы в разных уголках Старого Света продолжались вплоть до XIX века.

Во время Тридцатилетней войны (1618–1648 годы) в Италии вспыхнула эпидемия чумы 1629–1631 годов, разносчиками которой стали солдаты. Первые случаи заражений были выявлены в Милане в октябре 1629 года, после чего французские войска принесли ее в Пьемонт. Вскоре болезнь распространилась по многим городам и регионам Северной и Центральной Италии. Эта вспышка, наряду с эпидемией 1656–1657 годов, заметно ударила по Италии, где в общей сложности погибло порядка 20 процентов (в Неаполитанском королевстве около 30–43 процентов) всего населения. Одним из городов, который охватила чума, была Имола, располагавшаяся в Папской области.

Барбара Браманти (Barbara Bramanti) из Университета Осло совместно с учеными из Италии и Норвегии исследовала массовые захоронения, обнаруженные в ходе раскопок в итальянском городе Имола. Исторические источники указывали, что в 1630–1632 годах рядом с обследованной территорией находился лазарет для чумных больных.

Археологи раскопали останки 133 человек, которых похоронили примерно в одно время в четырех братских могилах. Все скелеты оказались засыпанными несколькими слоями извести — свидетельство масштабной эпидемии. Датировать эти находки удалось благодаря керамике и монетам из ям, в которых, по всей видимости, утилизировали вещи, принадлежавшие больным людям. Ученые отметили, что до эпидемии в городе Имола проживало около 16–17 тысяч человек, около девяти—десяти процентов из которых, судя по письменным источникам, умерли от чумы.

Биоархеологи обследовали все 133 скелета, 48 из которых принадлежали женщинам, а 40 — мужчинам. Установить половую принадлежность 45 человек ученым не удалось. Эти люди представляли все возрастные категории, что типично для жертв эпидемии. Меньше всего оказалось останков маленьких детей (8,1 процента) и пожилых людей (5,6 процента). Палеопатологическое исследование показало, что многие люди перенесли тяжелые инфекционные заболевания. Так, у пяти человек ученые обнаружили поражения, связанные с туберкулезом. Один мужчина, вероятно, страдал сифилисом, а один ребенок — полиомиелитом. Однако серьезных предсмертных травм у людей не наблюдалось.

Ученые взяли образцы ДНК из зубов 15 человек, чтобы обнаружить следы чумной палочки (Yersinia pestis). Генетический анализ подтвердил предположения археологов, что в массовом захоронении находились останки жертв бубонной чумы, хотя в некоторых образцах, извлеченных с самого дна могилы, следов возбудителя не осталось. По мнению исследователей, это связано с плохой сохранностью древней ДНК из-за большого количества извести, использованной при захоронении.

Ранее на N + 1 рассказывали, что немецкие генетики обнаружили древнейшего больного чумой. Им оказался мужчина 20–30 лет, живший на территории Латвии более пяти тысяч лет назад. Подробнее узнать о том, где сегодня можно заразиться чумой, можно в нашем материале «Территории черной смерти».

В Англии нашли раннесредневековое девиантное захоронение молодой девушки