Мумия из Инпаня оказалась останками китайского военного чиновника

Биоархеологи исследовали мумию мужчины из могильника Инпань, расположенного в Синьцзяне. Ученые выяснили, что индивид из богатого погребения умер примерно в 245–385 годах нашей эры в результате продолжительной болезни. На протяжении жизни его рацион оставался стабильным и основывался на употреблении в первую очередь растительной пищи. Ученые предположили, что он мог быть китайским военным чиновником, а может и представителем местной или пришлой знатной семьи. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Между горными хребтами Синьцзяня расположена Таримская впадина, большую часть которой занимает пустыня Такла-Макан, через которую в древности тянулись караваны по Великому шелковому пути. Благодаря засушливому климату в этом регионе отлично сохраняются органические материалы. В Таримской впадине находится ряд древних могильников, которые известны многочисленными мумиями. Самые старые подобные памятники относятся к раннему бронзовому веку (около 2100–1700 годов до нашей эры). Недавно стало известно, что местное европеоидное население оказалось потомками древних северных евразийцев, населявших Сибирь еще в эпоху верхнего палеолита.

В окрестностях озера Лобнор расположен могильник Инпань, который открыл в конце XIX века русский путешественник и археолог Петр Козлов (Petr Kozlov). Хотя первые раскопки на этом памятнике проходили еще в начале XX века, его систематическое изучение началось лишь в конце столетия. В общей сложности ученые обнаружили в этом могильнике 240 погребений. Радиоуглеродный анализ показал, что этот памятник относится примерно к 25–420 годам нашей эры (по другим данным, самые ранние погребения этого могильника относятся к III веку) и был связан с древней столицей Мошаньго.

Самой известной находкой, сделанной в могильнике Инпань в 1995 году, выступает мумия мужчины, которого похоронили с большим количеством дорогих вещей. Он оказался высоким человеком (около 190 сантиметров) европеоидной внешности, который умер в возрасте примерно 30 лет. На его лице находилась белая погребальная маска, а также золотая диадема. Его качественную одежду из шелка и шерсти украшали многочисленные узоры, выполненные в мотивах разных регионов. Исследователи предполагали, что человек из Инпаня мог быть богатым купцом, например, из Согдианы.

Тинтин Ван (Tingting Wang) из Университета Сунь Ятсена совместно с учеными из Дании и Китая исследовала мумию человека, обнаруженную в могильнике Инпань. Археологи решили выяснить, как влиял Великий шелковый путь на жизнь древнего населения Синьцзяна. Для этого они провели анализ стабильных изотопов углерода, азота и серы в волосах, мышцах и костях индивида, а также в связанных с ним останках животных и растений. Кроме того, ученые провели радиоуглеродный анализ, чтобы уточнить датировку этой находки.

Радиоуглеродный анализ методом ускорительной масс-спектрометрии показал, что человек из Инпаня умер примерно в 245–385 годах нашей эры, то есть во времена китайской династии Цзинь. Это, по мнению археологов, также согласуется с погребальным инвентарем, найденным в могильнике. В зубном камне индивида исследователи обнаружили 15 зерен крахмала, девять из которых удалось идентифицировать. Похоже, восемь зерен относились к просу обыкновенному (Panicum miliaceum), а одно — к пшенице (Triticum) или ячменю (Hordeum).

Исследование наполнителя подушек из разных погребений могильника Инпань показало, что для этих целей местные жители использовали софору лисохвостную (Sophora alopecuroides) и волоснец ржаной (Leymus secalinus). Анализ коллагена из первого моляра индивида позволил выяснить его рацион. Так, примерно до десяти лет его питание базировалось в основном на растительных ресурсах. Значения изотопов азота указали на то, что мужчина в детстве продолжительное время находился на грудном вскармливании (примерно до 2,2 года). Примерно с 1,8 до 4,2 года он также начал питаться просом, видимо, в виде каши.

В целом результаты исследования показали, что на протяжении всей жизни этого человека его диета оставалась достаточно стабильной и зависимой от сезона. Она включала пшеницу, ячмень, просо и виноград. Кроме того, он, видимо, в течение жизни получал примерно одинаковое количество животного белка. Однако диета резко изменилась примерно за шесть месяцев до его смерти. Возможно, в последние полгода жизни его организм был крайне истощен. Значения изотопов серы показали, что этот индивид, скорее всего, не был путешественником и жил в районе Инпаня по крайней мере в последние годы своей жизни.

Археологи отметили, что сезонные изменения в рационе людей были обнаружены и у носителей таштыкской культуры, погребенных в Оглахтинском могильнике. Мумии из этого памятника относятся к тому же периоду, что и человек из Инпаня. Примечательно, что этих людей также объединяют белые гипсовые погребальные маски. Возможно, эта погребальная традиция может свидетельствовать о культурных или торговых связях между жителями Синьцзяна и Минусинской котловины.

Одежда, в которой похоронили человека из Инпаня, а также значения стабильных изотопов в волосах, отражающие последние месяцы его жизни, позволили ученым предположить, что он умер в весенние месяцы (в марте или апреле). Биоархеологи считают, что его смерть не была внезапной и он длительное время страдал от какой-то болезни. На это указывают, помимо прочего, надписи китайскими иероглифами на его погребальном инвентаре.

Ученые отметили, что определить социальный статус человека из Инпаня достаточно сложно, учитывая разную культурную принадлежность его погребального инвентаря, которая существенно отличается от находок из других погребений этого могильника. Они демонстрируют сочетание восточной и западной традиций, что, видимо, было в целом характерно для жителей торговых городов того периода, находившихся на Великом шелковом пути. Однако некоторые детали, например, изображение кукарекающего петуха на подушке и парча с китайскими иероглифами, видимо, указывают на его китайские духовные представления. Богатство и качество его инвентаря свидетельствует о высоком социальном статусе при жизни. Биоархеологи предположили, что этот человек мог быть китайским военным чиновником, представителем знатной семьи местного происхождения или прибывшей сюда из Бактрии.

Подробно узнать о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией, можно в нашем материале «Культура фаллосов и вульв».

Древнейший случай альфагерпесвирусной инфекции выявили у лошади с Южного Урала