Палеогенетики обнаружили важность родства при захоронениях в длинном кургане раннего неолита

Палеогенетики исследовали останки людей, захороненных в длинном кургане эпохи раннего неолита. Прочитав 35 полных геномов, они обнаружили, что 27 человек были родственниками в пяти поколениях, происходившими от одного мужчины и четырех женщин. Остальные восемь человек, вероятно, были небиологическими родственниками, например, женами или приемными детьми. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Около 4000 года до нашей эры, то есть в эпоху раннего неолита, на Британские острова приходят мигранты из континентальной Европы, которые принесли с собой производящее хозяйство. Вместе с ними в Британии оказался и новый погребальный обряд — захоронения в так называемых длинных курганах, которые строились из земли и дерева или камня. На сегодня известно порядка 40 тысяч подобных сооружений по всей Западной Европе, в том числе более 300 в Великобритании.

Один из таких памятников — Хазлтон-Норт — расположен в английском графстве Глостершир. Этот длинный курган был раскопан археологами в 1979–1982 годах в рамках охранно-спасательных работ. В центре трапециевидного холма находились две камеры L-образной формы, в которых находились останки как минимум 41 человека, 22 из которых были взрослыми. Радиоуглеродный анализ показал, что этот курган построили в первой половине XXXVII века до нашей эры и использовали всего в течение двух-трех поколений. Последние захоронения, судя по датировкам, проводились здесь около 3620 года до нашей эры.

Ученые из Австрии, Великобритании, Испании и США под руководством Дэвида Райха (David Reich) из Гарвардского университета исследовали семейные связи между людьми, похороненными в длинном кургане Хазлтон-Норт. Палеогенетики отобрали для анализов 74 образца, что позволило им прочитать 35 ядерных геномов.

Ученые установили, что 27 из 35 человек были родственниками, представляющими пять поколений. Эти люди происходили от одного мужчины и четырех женщин. Ключевым фактором, который учитывался при погребении мужчин в этом кургане, оказалось происхождение по отцовской линии (в двух случаях в роли отца выступал отчим). Для женщин же более значимым, судя по этому памятнику, было происхождение ее мужа. Отсутствие взрослых дочерей указало на то, что жены в этом обществе переходили на жительство в общину или дом мужа.

Палеогенетики отметили, что 26 из 35 человек, чьи геномы были прочитаны, оказались мужчинами. Это свидетельствует о том, что останки некоторых женщин были погребены по другому обряду. По мнению исследователей, захоронение в двух L-образных погребальных камерах также определялось по родству. Так, оказалось, что в северной части погребального комплекса хоронили потомков от двух женщин, а в южной — от двух других. Видимо, они оставались значимыми в памяти местного сообщества.

Присутствие в кургане останков восьми человек, которые не были близкими родственниками, по мнению исследователей, можно интерпретировать по-разному. Три из них оказались женщинами, которые, вероятно, были чьими-то женами, детей которых генетики в погребении не нашли. Останки остальных индивидов, видимо, были связаны с этой семьей не биологически, а социально, например, кто-то был приемным ребенком.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, в которых генетикам удалось обнаружить близкородственные связи между людьми. Так, ученые установили важность родства при захоронениях в домах эпохи неолита. Кроме того, они подтвердили родство между Сидящим Быком и его правнуком.

В канопах кормилицы царя Аменхотепа II сохранились остатки бальзамирующих веществ