Гоминины из Колыбели человечества поели мяса более миллиона лет назад

Палеозоологи исследовали более 21 тысячи окаменелых костей животных, раскопанных в пещерах Куперс, и обнаружили на некоторых из них следы от каменных орудий. Это подтвердило, что около 1,4–1 миллиона лет назад южноафриканские гоминины употребляли в пищу мясо животных, в частности, полорогих. По мнению ученых, следы могли оставить не только ранние люди, но и парантропы или австралопитеки, которые проживали в этом регионе. Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Evolution.

В распоряжении археологов находится достаточно ограниченное количество костей животных со следами от каменных орудий, относящихся к позднему плиоцену и раннему плейстоцену. Подобные находки дают прямые доказательства того, что древние гоминины питались мясом животных. Так, кости копытных со следами разделки, относящиеся к раннему плейстоцену, археологи нашли в пещерах Сварткранс и Стеркфонтейн (около 2,2–1,3 миллиона лет назад). Известны находки из Восточной Африки, а также Алжира, где несколько лет назад обнаружили местонахождение, на котором гоминины около 1,8 миллиона лет назад разделывали туши животных.

На территории ЮАР, примерно в 50 километрах от Йоханнесбурга, расположен памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО — Колыбель человечества. Он представляет собой комплекс пещер, в которых археологи обнаружили более пятисот окаменелых остатков гоминин, в том числе австралопитека седиба (Australopithecus sediba), человека наледи (Homo naledi) и парантропа (Paranthropus robustus), тысячи костей животных и орудий труда. Одной из стоянок древних гоминин в этом комплексе выступает серия пещер Куперс, открытых еще в 1938 году. Здесь археологи нашли семь окаменелостей гоминин, шесть из которых относятся к парантропам, жившим около 1,4–1 миллиона лет назад.

Рафаэль Ханон (Raphaël Hanon) совместно с коллегами из Витватерсрандского университета исследовал 21193 окаменелых костных фрагментов, раскопанных в 2001–2009 годах в пещерах Куперс. Часть этой коллекции представляет собой неопределяемые остатки размером менее двух сантиметров (n = 8405).

Результаты исследования показали, что более 35 процентов окаменелостей (n = 7492) можно идентифицировать, по крайней мере, на уровне семейства. Ученые отметили, что фауна из пещер Куперс оказалась богатой и включает как минимум шесть порядков, 12 семейств, 37 родов и 32 вида. Как и в других местах Колыбели человечества, в коллекции доминируют китопарнокопытные (Cetartiodactyla) — полорогие (Bovidae) и в меньшей степени кошачьи (Felidae) и гиеновые (Hyaenidae). Более 95 процентов окаменелостей (n = 20272) оказались фрагментарными и примерно 97 процентов имели длину менее пяти сантиметров.

По мнению исследователей, кости полорогих накапливались в пещере как благодаря гомининам, так и крупным хищникам — в первую очередь львам (Panthera leo), леопардам (P. Pardus) и пятнистым (Crocuta crocuta) и бурыми гиенами (Parahyaena brunnea). В общей сложности следы от зубов животных наблюдаются примерно на пяти процентах находок. Кроме того, всего на восьми окаменелостях присутствуют следы грызунов (Rodentia).

На 16 останках (0,08 процента) крупных млекопитающих ученые обнаружили следы порезов, а также 15 следов ударов (0,07 процента). На некоторых костях видны надрезки (короткие и глубокие борозды), оставленные, вероятно, во время снятия шкуры. Кроме того, присутствуют следы разделки туш и извлечения костного мозга. Более 80 процентов порезов находятся на длинных костях.

Исследователи отметили, что гоминины из пещер Куперс питались мясом разных видов животных, например, мелких и крупных антилоп. Однако, по их мнению, нельзя достоверно утверждать, что следы на костях оставили именно люди. В это время в Южной Африке могли сосуществовать парантропы, австралопитеки и ранние Homo. В то же время эти находки устранили пробел в знаниях о питании гоминин мясом около 1,4–1 миллиона лет назад.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях в Колыбели человечества. Так, окаменелости из пещеры Сварткранс оказались древнейшими останками парантропа в ЮАР, а в пещерах Куперс нашли костяное орудие массивного австралопитека возрастом более миллиона лет.

В Норвегии вытаяла из-подо льда 4000-летняя стрела