Российские археологи исследовали одиночный курган скифской эпохи, обнаруженный в Республике Башкортостан, и выяснили, что в нем находились останки женщины 25–30 лет с необычной формой черепа — она страдала от менингиомы. По всей видимости, после смерти ее тело запеленали и связали ноги, что вместе с другими особенностями погребального обряда и инвентаря позволило ученым назвать женщину шаманкой. Памятник относится ко второй половине IV века до нашей эры. Результаты исследования опубликованы в журнале Уральский исторический вестник.
В эпоху раннего железа, около VII–III веков до нашей эры, степную и лесостепную зоны Евразии от Северного Причерноморья до Южной Сибири населяли племена, который были носителями круга близких культур скифской культурно-исторической общности. На Южном Урале и в Казахстане археологи выделяют тасмолинскую культуру, названную так в 1960-е годы по памятникам, раскопанным в Павлодарской области. Ее отличительной чертой выступают своеобразные погребальные комплексы — курганы с «усами». Как правило, к одному основному большому кургану примыкали малый курган и невысокие каменные гряды длиной до 200 метров.
Археологи выделяют на этих памятниках погребения воинов, которые отличают оружие, конское снаряжение и поясные наборы; служителей культа, которых хоронили вместе с каменными жертвенниками, зеркалами и наборами для татуировок, а также рядовые погребения. В целом, критерии отнесения погребений к вождям, знати, шаманам или воинам не разработаны. Большинство авторов, в частности, выделяет шаманские захоронения из-за резко бросающихся в глаза особенностей — поза погребенного, богатый или необычный инвентарь (подробно узнать о пазырыкской шаманке, известной как «Принцесса Укока», можно в нашем материале «Хорошо сохранились»).
Никита Савельев (Nikita Savelev) из Института истории языка и литературы Уфимского ФИЦ РАН и Владимир Куфтерин (Vladimir Kufterin) из Института этнологии и антропологии РАН исследовали одиночный курган Майлыбай-2, расположенный в 11 километрах от башкирского города Баймак. Он представляет собой каменную насыпь диаметром около 11 метров и высотой не более 50 сантиметров. В центральной части ученые нашли подквадратное сооружение размером шесть×шесть метров, в котором находились человеческие останки.
Археологи отметили, что человека похоронили на органической подстилке в положении лежа на спине. Тело погребенного, вероятно, запеленали и покрыли мелом или гипсом. Ноги же дополнительно были связаны между собой. Рядом с черепом находились дробленые речные раковины моллюсков и шесть большеберцовых костей зайцев. В районе шеи археологи обнаружили одну каменную и восемь стеклянных бусин, на запястьях — железные браслеты, а рядом с левой кистью — пряслице. Также в погребении находились кости овец, железный нож, большой глиняный сосуд. По мнению ученых, такой обряд относится к тасмолинской культуре савромато-сарматского времени (вторая половина IV века до нашей эры).
Археологи отметили, что погребение принадлежало женщине ростом около 156–160 сантиметров, которая умерла в возрасте 25–35 лет. Ученые отметили, что у нее была европеоидная внешность, однако ее череп достаточно необычен — он крупного размера, с широким лицевым отделом, высоким переносьем и низкими и широкими орбитами. Помимо типичных для кочевников стоматологических заболеваний, ученые обнаружили на лобной кости повреждения в виде скопления ямок, которые были вызваны, вероятно, менингиомой.
В результате исследования ученые отметили неординарный погребальный обряд этой женщины, в том числе расположение погребения в углу надмогильной конструкции, отсутствие следов тризн, а также связывание ног и пеленание тела. Кроме того, обращает на себя внимание присутствие большого количества костей зайцев и других животных, что нехарактерно для других погребений этой культуры. Ученые пришли к выводу, что женщина, вероятно, была шаманкой.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях погребений раннего железного века. Так, археологи нашли на Дону засыпанный колодец, в котором находилось погребение трех пожилых мужчин. Кроме того, ученые выяснили, что скифская девочка-воин из Тывы пострадала от рахита.
Михаил Подрезов
Он датируется первой четвертью X века нашей эры
Российские археологи раскопали могильник, связанный с летописным племенем мурома. Оказалось, что в первой четверти X века нашей эры жители правобережья Оки активно включились в международную торговлю. Среди прочего, коллекция находок пополнилась арабскими дирхемами, покрытыми золотом поясными бляшками венгерского типа, а также фрагментами позументов, изготовленных из золотых нитей. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.