Археологи исследовали органические материалы из могилы-4 Оглахтинского могильника, который относится к таштыкской культуре. Радиоуглеродный анализ показал, что пять человек из этого погребения похоронили около 254–306 годов нашей эры. Четверо из них сохранились до наших дней в виде мумий и погребальных кукол. Исследование органических материалов продемонстрировало, что для изготовления одежды и посуды таштыкцы использовали шкуры разных видов животных: от овец и коз до росомах и бурых медведей. А из разных видов деревьев они отдавали предпочтение лиственнице и обыкновенной сосне. Результаты исследования опубликованы в журнале Quaternary International.
Во II–I веках до нашей эры в Минусинскую котловину прибыли новые популяции людей. Они смешались с потомками носителей тагарской археологической культуры и образовали таштыкскую культуру, которая просуществовала до V века нашей эры (по другим оценкам, до VII века). Погребения таштыкцев отличаются разнообразием. Так, своих умерших они могли хоронить и в каменных склепах, и в грунтовых могилах. Кроме того, в одной и той же могиле могли находиться останки людей, захороненных по обряду ингумации, и погребальные куклы, в которые вкладывались кремированные кости. А иногда останки людей могли эксгумироваться для постпогребальных действий.
Один из главных памятников таштыкской культуры расположен в Боградском районе Республики Хакасия. Это Оглахтинский грунтовый могильник, который археологи начали раскапывать еще в 1903 году. Местный микроклимат позволил хорошо сохраниться большому количеству органических материалов, в том числе предметам из дерева и шелка. В 1969 году ученые раскопали могилу-4, в которой находились останки четырех взрослых людей (две мумии и две погребальные куклы с кремированными костями), а также одного ребенка. Лица мумий оказались покрыты расписанными гипсовыми масками. Хорошо сохранилась одежда людей – шапки, куртки, штаны, рукавицы и обувь. Кроме того, в погребении присутствовали деревянная и глиняная посуда и прочий инвентарь. Весь этот комплекс материалов, включая деревянный сруб, хранится в Государственном Эрмитаже.
Павел Тарасов (Pavel Tarasov) из Свободного университета Берлина совместно с учеными из Германии и России исследовал могилу-4 Оглахтинского могильника. Археологи отобрали многочисленные органические остатки, сохранившиеся в погребении. Кроме того, ученые провели радиоуглеродный анализ 14 образцов методом ускорительной масс-спектрометрии, чтобы уточнить возраст погребения. Для палинологического анализа исследователи извлекли керн отложений, отхватывающих последние 2450 лет, из озера Шира, расположенного примерно в 100 километрах от могильника.
Радиоуглеродный анализ показал, что погребение было совершено около 254–306 годов нашей эры, что хорошо согласуется с археологическими данными. Исследование фаунистических материалов продемонстрировало, что таштыкцы использовали для изготовления одежды и посуды шкуры разных животных. Так, среди домашних животных оказались овцы и козы, а также, возможно, собаки и олени. Из диких видов ученые отметили выдру (Lutra lutra), соболя (Martes zibellina), ласку (Mystela nivalis), белку (Sciurus vulgaris), росомаху (Gulo gulo), бурого медведя (Ursus arctos) и сибирскую косулю (Capreolus pygargus). Возможно, также присутствовал мех волка (Canis lupus) и лисицы (Vulpes vulpes). По мнению исследователей, наиболее экзотичным видом оказался северный олень (Rangifer tarandus), кожа и волосы которого были найдены на трех предметах. Кроме того, хорошая сохранность оперения на древках стрел позволила определить и таксоны птиц, перья которых использовались для изготовления предмета. По всей видимости, они принадлежали одному из видов канюков (Buteo).
Большинство идентифицированных растительных остатков представляют собой деревянные предметы из могилы, а также бревна самой погребальной камеры. Последнюю построили из лиственницы (Larix) и сосны обыкновенной (Pinus sylvestris). Для изготовления других предметов также использовались, в частности, береза (Betula), тополь (Populus), ель (Picea) и ива (Salix).
В погребении также находились остатки шелка, произведенного, по всей видимости, в Империи Цзинь. Похожие ткани археологи нашли в ходе раскопок могильников в Таримской впадине (подробнее узнать о мумиях, которых нашли на этих памятниках, можно в нашем материале «Культура фаллосов и вульв»). Возможно, население Минусинской и Таримской впадин контактировало, хотя шелк могли привозить и через Монголию.
Исследование отложений из озера Шира показало, что во времена использования Оглахтинского могильника в регионе был лесостепной ландшафт. Основным источником пыльцы деревьев выступали березы и обыкновенные сосны. Меньше представлены ивы, лиственницы, ели, а также пихты (Abies). Среди таксонов, не относящихся к деревьям, выделяются полынь (Artemisia) и мятликовые (Poaceae). Кроме того, исследователи обнаружили, что во времена существования таштыкской культуры в регионе наблюдался влажный и теплый климат.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях памятников Минусинской котловины. Так, археологи уточнили хронологию бронзового века в Минусинской котловине, а также обнаружили в Хакасии богатое непотревоженное женское погребение карасукской культуры.
Михаил Подрезов