Слишком теплое море расстроило семейные узы альбатросов

Чернобровые альбатросы стараются хранить верность партнерам, но, как выяснилось, им может помешать слишком теплая вода. Когда поверхность моря прогревается слишком сильно, этим птицам трудно найти пищу и вывести потомство. В результате на следующий год после неудачного гнездового сезона они с большей, чем обычно, вероятностью, расстаются с нынешним партнером и находят нового. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B, моря, в которых охотятся альбатросы, становятся все теплее из-за антропогенных изменений климата, что может отрицательно сказаться на их семейной жизни.

Многие морские птицы годами хранят верность одному партнеру. Например, знаменитая самка темноспинного альбатроса (Phoebastria immutabilis) по имени Уиздом, которая считается самой старой дикой птицей в мире, уже около десяти лет выводит птенцов с самцом по имени Акеакамаи. Считается, что моногамия приносит морским пернатым целый ряд преимуществ. В частности, за несколько лет совместной жизни партнеры привыкают действовать сообща, что повышает эффективность заботы о потомстве. Кроме того, им не нужно каждый год тратить время и силы на поиск нового партнера — достаточно дождаться воссоединения со старым (морские птицы обычно живут долго, так что вероятность этого достаточно высока).

Тем не менее даже пары строго моногамных видов морских птиц иногда распадаются. Чаще всего это происходит после неудачного сезона размножения. Решение оставить партнера в такой момент оправданно, ведь провалившаяся попытка оставить потомство может указывать, что он бесплоден или не справляется с родительскими обязанностями. Впрочем, поскольку шансы успешно вывести птенцов во многом зависят от доступности пищи, благоприятной погоды и активности хищников, некоторые специалисты предполагают наличие связи между факторами окружающей среды и долей распавшихся пар у морских птиц.

Проверить эту идею решила команда орнитологов под руководством Франческо Вентуры (Francesco Ventura) из Лиссабонского университета. В центре их внимания оказалась колония чернобровых альбатросов (Thalassarche melanophris) численностью около 15500 пар, расположенная на острове Нью-Айленд в составе Фолклендских островов. С 2003 года исследователи ежегодно помечают альбатросов в пяти субколониях индивидуальными цветными кольцами, отслеживают судьбу их яиц и птенцов (эти птицы откладывают по одному яйцу в год), а также проверяют, воссоединяются ли существующие пары с началом нового сезона размножения. В 2008 году птиц также начали снабжать GPS-передатчиками, чтобы определить, где они охотятся.

В поисках факторов, которые способны повлиять на частоту расставаний у чернобровых альбатросов, Вентура и его коллеги проанализировали данные о 2899 попытках размножения этих птиц, в которых участвовали 424 самки за период с 2004 по 2019 годы. Для каждого случая исследователи отмечали, воссоединилась ли пара (сюда же включали ситуации, когда самец и самка сохранили друг другу верность, но пропустили сезон размножения) — или ее участники нашли себе новых партнеров.

Долю пар, распавшихся за определенный гнездовой сезон, сопоставляли с погодными условиями в течение года до этого (тог есть с начала предыдущего гнездового сезона по начало этого). Например, процент пар, участники которых расстались в период размножения 2005 года, соотнесли с данными о погоде с октября 2004 года по сентябрь 2005 года. Исследователи включили в анализ две переменных: отклонение температуры поверхности моря от средних значений и среднюю скорость ветра. Согласно предыдущим исследованиям, слишком теплое море сокращает кормовую базу альбатросов и снижает успех их размножения, а сильные ветра, напротив, позволяют найти больше пищи и успешно вывести птенцов.

Вентура и его соавторы выяснили, что в среднем каждый год распадается 3,7 процента пар чернобровых альбатросов. Однако это значение сильно колеблется от года к году, составляя от 0,8 процента до 7,7 процента. Дополнительные наблюдения подтвердили, что основной причиной расставания альбатросов являются неудачные попытки размножения. Например, пары, у которых не проклюнулось яйцо, в следующем сезоне распадаются более чем в пять раз чаще, чем пары, потерявшие птенца уже после вылупления или сумевшие оставить потомство. Следует отметить, что самкам в подобной ситуации менять партнера особенно выгодно: если она сделает это, то с более высокой вероятностью, чем самец, найдет себе пару и добьется репродуктивного успеха. Таким образом, вероятно, у чернобровых альбатросов именно самки инициируют расставание.

Сравнение с факторами среды показало, что доля расставшихся пар положительно коррелирует с отклонением температуры моря от средних значений в течение предыдущего года. Иными словами, чем теплее морская вода в этом году, тем меньше альбатросов смогут отложить полноценные яйца и вывести птенцов — и тем больше особей покинут своих партнеров в следующем гнездовом сезоне. Например, в 2017 году, после года с самыми высокими температурами моря за весь период наблюдений, доля распавшихся пар достигла рекордных 7,7 процента.

Более того, даже если пара сумела оставить потомство в год с высокой температурой моря, в следующем гнездовом сезоне риск ее распада будет выше обычного. Возможно, в голодные годы самки испытывают сильный стресс, который подталкивает их к расставанию с партнером, даже если им удалось вывести птенца. Другое объяснение заключается в том, что в годы с высокой температурой моря птицы вынуждены искать пищу дальше от мест размножения, из-за чего не все из них успевают вовремя вернуться в колонию и воссоединиться с партнерами.

Сейчас популяция чернобровых альбатросов на Фолклендских островах растет за счет высокой выживаемости взрослых и молодых птиц. Однако из-за антропогенных изменений климата поверхность моря все чаще прогревается до аномальных значений. В результате доля распадающихся пар может заметно вырасти, что негативно скажется на всей популяции. Кроме того, если более редкие виды альбатросов также чаще расстаются с партнерами после необычно теплых лет, это может дополнительно осложнить их выживание в условиях быстро меняющегося климата.

Изменения климата — не единственная проблема, с которой сталкиваются альбатросы. Они часто погибают во время ярусного лова рыбы и кальмаров и умирают от проглоченного пластикового мусора. Кроме того, на некоторых островах птенцов и даже взрослых птиц убивают инвазивные хищники и грызуны (с которыми, к счастью, начинают успешно бороться).

Склонность паучат к каннибализму связали с низкой плотностью выводка и дефицитом еды