Власти Москвы одобрили использование беспилотных автомобилей для перевозки пассажиров и грузов. Экспериментальный правовой режим позволит проводить такие поездки на 18 улицах в Ясенево и на территории центра «Сколково».
Несколько десятков компаний по всему миру уже несколько лет не только разрабатывают беспилотные автомобили, но и испытывают их на дорогах общего пользования, причем машины некоторых из них проехали миллионы километров в этих условиях. Но реальное внедрение происходит намного медленнее, хотя некоторые компании уже перевозят пассажиров и иногда даже берут за это деньги. У этого есть две причины. Во-первых, производство беспилотных автомобилей все еще очень дорого и запускать на их основе большой коммерческий сервис такси пока нерентабельно. Во-вторых, машина, ездящая без водителя — непривычный объект не только для большинства людей, но и с точки зрения законов и правил, которые сейчас рассчитаны на то, что за рулем сидит водитель, управляющий автомобилем и несущий ответственность.
В России уже есть отдельные зоны тестирования беспилотных автомобилей, в которых разработчикам удалось в отдельном порядке получить на это разрешение. Недавно в России появился закон, позволяющий вводить экспериментальные правовые режимы, благодаря которым разработчики новых технологий, например, беспилотных летательных аппаратов, могут испытывать их в реальных условиях. В начале сентября Министерство экономического развития разработало такой режим для беспилотных автомобилей. В нем описываются разные сценарии использования беспилотников, как с водителем за рулем, так и полностью автономных, ездящих без водителя под присмотром удаленного оператора. Вскоре после этого Яндекс объявил, что собирается до конца года запустить сервис беспилотного такси в московском районе Ясенево (компания уже развернула два таких сервиса на меньших по размеру и сложности территориях: в Иннополисе и Сколково).
Теперь московские власти одобрили проект экспериментального режима в Москве. Согласно ему компании смогут испытывать беспилотные автомобили на 140 улицах (при этом некоторые компании уже испытывают свои беспилотные машины на улицах города), а главное, что на 18 из них и в центре «Сколково» беспилотные автомобили смогут перевозить пассажиров и грузы, в том числе и платно. Все эти улицы (за исключением территории «Сколково») расположены именно в Ясенево, где Яндекс планирует запустить сервис роботакси. Стоит отметить, что решение Московской городской думы — это не окончательный этап, а одобрение со стороны города. Теперь, после одобрения со стороны местных властей, экспериментальный правовой режим должно утвердить Правительство РФ.
Помимо Яндекса беспилотные автомобили также испытывают «Старлайн», «КамАЗ», «Сбер» и «Эвокарго».
Григорий Копиев
Также алгоритм может быть полезен при стихийных бедствиях
Ученые разработали датчик, способный распознавать диарею по звукам дефекации, и представили его на 183-м заседании Акустического общества Америки. Предполагается, что устройство поможет предсказывать вспышки инфекционных заболеваний. Диарея может иметь вполне безобидное происхождение: например, быть побочным эффектом лекарства или реакцией организма на что-то несвежее. Однако нередко диарея сопровождает инфекционные заболевания, многие из которых до сих пор представляют серьезную опасность — например, холеру, уносящую около 150000 жизней в год. С этой точки зрения мониторинг звуков диареи может быть полезен для того, чтобы предсказать вспышку инфекции и остановить ее стремительное распространение. Группа ученых из Технологического института Джорджии под руководством инженера-исследователя Майи Гатлин (Maia Gatlin) разработала прототип устройства для мониторинга диареи. Датчик использует микрофон и алгоритм машинного обучения, работающий на встроенном микропроцессоре и умеющий анализировать звуки, которые издают посетители туалетов. Авторы изделия рассказывают о работе алгоритма в общих чертах, не сообщая об архитектуре нейросети, размере и составе датасета для обучения. Известно, что первоначально исследователи обучили алгоритм на звуках, которые удалось собрать из онлайн-источников. Каждый из этих образцов устройство преобразовывало в спектрограмму. Сперва алгоритм научили распознавать, какие характерные особенности спектрограммы сопровождают те или иные виды выделений. Для обучения использовались различные звуки естественных отправлений человека: как нормальные, вроде мочеиспускания, метеоризма и обычной, здоровой дефекации, так и патологические. Так, для диареи характерны определенные движения кишечника, рыхлые и водянистые, и сопровождаются они определенными звуками. Затем алгоритму дали послушать другие образцы звуков, и он смог распознать тип события с точностью до 98,1 процента. Авторы датчика предполагают, что устройство может быть полезно в различных сферах: например, для отслеживания состояния кишечника у пациентов в хосписах или тех, кто страдает от болезни Крона. Также детектор будет полезен в зонах стихийных бедствий — там, где загрязнение воды приводит к распространению болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, не исключено, что в будущем эту технологию можно будет применять в экосистеме умного дома. Исследования того, что происходит в туалете и после него, помогают предсказать вспышки многих инфекционных заболеваний, не только холеры. Подробно о том, какую информацию можно получить, исследуя стоки, N+1 рассказывал в материале «Смытые данные».