Российским беспилотникам разрешат ездить без людей и возить пассажиров за деньги

Министерство экономического развития РФ разработало проект экспериментального правового режима, который позволит компаниям-разработчикам беспилотных автомобилей испытывать их без людей в салоне, а также брать деньги за перевозку пассажиров — то есть создавать коммерческие сервисы беспилотного такси. На первом этапе такие права получит только Яндекс, но в дальнейшем их смогут получить и другие компании, сообщают «Ведомости». Экспериментальный правовой режим будет действовать в Москве, Иннополисе (Татарстан) и Сириусе (Краснодарский край) и позволит выпустить на дороги до тысячи беспилотников.

Началу массового использования беспилотных автомобилей на дорогах мешают или мешали ранее несколько факторов: неготовность машин к полностью самостоятельной езде в различных условиях, высокая стоимость компонентов, в особенности датчиков и компьютеров, и неготовность законов к регулированию езды автомобилей без водителя-человека. В последние годы все три этих фактора постепенно исчезают. Беспилотники многих компаний уже научились ездить без человека в салоне даже в сложных для опытных водителей условиях. Недавно китайская AutoX показала примечательную запись полностью беспилотного заезда:


В юридической плоскости тоже происходит прогресс, хотя и более медленный. Постепенно власти многих стран начинают сначала допускать беспилотники на дороги общего пользования, а затем разрешать те или иные аспекты, например, езду без водителя или взимание платы за поездки. При этом, как правило, это регулирование происходит в ручном режиме — индивидуально для каждой компании и в формате исключений из законов.

В России легализация беспилотных автомобилей началась с конца 2018 года, когда правительство начало эксперимент по испытанию беспилотных автомобилей на дорогах. С осени 2020 года беспилотникам должны были разрешить ездить без людей и требовать оплату поездок, но регулирование неоднократно откладывалось. В июле 2021 года в России дополнили закон, позволяющий вводить экспериментальные правовые режимы для инноваций, и теперь Минэкономразвития разработало проект экспериментального правового режима для беспилотных автомобилей.

В проекте беспилотники (в нем они называются высокоавтоматизированными транспортными средствами или ВАТС) делятся на два класса: под контролем водителя-испытателя на переднем пассажирском сиденье (ВАТС 1) и под контролем удаленного оператора (ВАТС 2).

Для коммерческого использования ВАТС 2 (при этом из текста проекта не ясно, можно ли проводить коммерческие перевозки на ВАТС 1) компании сначала пройти три этапа для по крайней мере одной из машин в городе. На первом машина будет ездить под присмотром удаленного оператора и сотрудника компании, визуально наблюдающего за ездой. Затем от визуального контроля можно будет избавиться, а на третьем этапе можно отдавать сразу несколько машин под контроль одного удаленного оператора. Перейти на каждый следующий этап можно будет после ста часов езды без аварий по вине машины.

Экспериментальный правовой режим предлагается установить в трех регионах: Москве (158 улиц и территория центра «Сколково»), Иннополисе (Татарстан) и федеральной территории «Сириус» (Краснодарский край). При этом беспилотники без людей в салоне (ВАТС 2) можно будет использовать только в Иннополисе и «Сколково». В документе отмечается, что экспериментальный режим поможет выработать общее регулирование езды беспилотных автомобилей по российским дорогам. Вскоре проект отправят на согласование в министерства транспорта и внутренних дел, а также регионы-участники. В случае принятия экспериментальный режим будет действовать три года. Присоединиться к нему смогут компании, которые не менее года испытывали свои беспилотные автомобили на дорогах в рамках всероссийского эксперимента.

В проекте перечислено множество других примечательных деталей. Например, в нем указано, что деактивировать алгоритмы управления ВАТС 2 можно только после полной остановки машины. Неясно, как в таком случае предлагается останавливать беспилотный автомобиль без человека в салоне в случае некорректной работы. Также в документе объясняется, что количество машин ограничено 1000, потому что при таком масштабе технология «не окажет ощутимый социальный или экономический эффект». Наконец, авторы проекта подумали и над взаимодействием с полицией: при необходимости остановить автомобиль без человека в салоне полицейскому необходимо позвонить по телефону в компанию-разработчик, при этом остановить беспилотник можно будет только в разрешенном месте.

Примечательно, что помимо испытаний российских беспилотников в России есть как российские компании, испытывающие автономные машины в других странах, так и наоборот — иностранные компании, планирующие тестировать свои разработки в России: сегодня Volvo и Министерство транспорта объявили, что с 2022 года начнут испытания беспилотных грузовиков на трассе М11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург).

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.