Ученые центра Гамалеи опубликовали в журнале The Lancet результаты I/II фазы клинических испытаний препарата «Спутник Лайт». Средний геометрический титр нейтрализующих антител у участников составил 15,18, что примерно в три раза меньше, чем у «Спутника V» — двухкомпонентного предшественника «Спутника Лайт». При этом препарат значительно повысил уровни нейтрализующих антител в группе, которая была серопозитивной до начала исследования.
Препарат «Спутник Лайт» содержит первый компонент вакцины «Спутник V», сделанный на основе 26 серотипа аденовируса. В отличие от своего предшественника, «Спутник Лайт» вводится однократно. В России его применяют с мая 2021 года. Сначала им прививали всех желающих, но в конце октября Минздрав решил вводить его только при ревакцинации или вакцинации тех, кто уже перенес ковид. Такое решение приняли из-за широкого распространения дельта-штамма коронавируса.
Несмотря на то что официальных результатов клинических испытаний «Спутника Лайт» до настоящего времени не опубликовали, недавно появились первые данные о ходе вакцинации этим препаратом в Москве. Он защищал от заболевания с эффективностью 69,85 процента. При этом эффективность иммунизации препаратом снижалась с возрастом: от 88,61 процента в группе молодежи до 53,63 процента в группе людей старше 70 лет.
Теперь в журнале The Lancet опубликовали результаты I/II фазы клинических испытаний «Спутника Лайт». Исследователи из центра Гамалеи во главе с Александром Гинцбургом (Alexander L. Gintsburg) включили в исследование 110 человек в возрасте от 18 до 59 лет. После однократного введения «Спутника Лайт» у них анализировали как уровень продукции антител к спайк-белку коронавируса (к RBD-домену S-белка), так и ответ клеточного иммунитета (специфические T-лимфоциты).
До введения препарата в крови участников посмотрели антитела к спайк-белку и обнаружили, что 14 человек уже были серопозитивными. Данные этих людей ученые обрабатывали отдельно от основной группы. У них к десятому дню после прививки геометрический титр антител в крови составил в среднем 26899 (базовый титр был в среднем 594,4), в то время как у основной группы участников на десятый день титр был намного меньше — 29,09. На 42 день сероконверсия (выработка антител) произошла у 100 процентов участников из основной группы. Интересно, что в клинических испытаниях «Спутника V» антитела выработались не у всех участников.
Исследователи также посмотрели геометрические титры нейтрализующих антител в крови испытуемых на 42 день после введения вакцины. В серонегативной группе средний геометрический титр нейтрализующих антител составил 15,18, а в серопозитивной группе — 579,7 (до введения вакцины он был 17,24). В клинических исследованиях «Спутника V» (то есть при введении двух компонентов вакцины) геометрический титр нейтрализующих антител составил 44,5.
Специфичные T-лимфоциты после иммунизации «Спутником Лайт» сформировались у 96 процентов участников в серонегативной группе и у 100 процентов участников в серопозитиной группе.
Кроме этого, ученые отчитались также о побочных эффектах после введения вакцины. Они возникли у 67,2 процента участников. В основном (49,1 процента) это были гриппоподобные симптомы. Серьезных побочных эффектов не зарегистрировали.
Сейчас проводятся клинические испытания «Спутника Лайт» в комбинации с препаратом, разработанным AstraZeneca. Они завершатся в марте 2022 года.
Анастасия Кузнецова-Фантони
Но не повлияла на риск аутоиммунных заболеваний
Датские ученые провели ретроспективное исследование и выяснили, что риск развития деменции увеличивается после любой инфекции в пожилом возрасте. К таким выводам они пришли, проанализировав почти полтора миллиона человек, на которых суммарно пришлось более 14 миллионов человеко-лет наблюдений. Отношение частоты случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось с ростом числа инфекций дозозависимым образом. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Среди врачей и ученых нет единого мнения о том, могут ли инфекции быть причинно связаны с деменцией. Результаты эпидемиологических исследований часто имеют ряд значительных ограничений: в частности, они, как правило, касаются конкретных патогенов, а большая часть из них касаются посмертного изучения тела. Однако несколько популяционных исследований все же находили связь между инфекцией и развитием деменции. Важным вопросом остается и влияние системного воспаления при инфекции на риск развития деменции. Несколько исследований находило связь между таким воспалением, аутоиммунными заболеваниями и деменцией, однако их результаты также были неоднозначными. Джанет Джанбек (Janet Janbek) из Копенгагенского университета со своей командой ретроспективно исследовала связь между инфекциями, аутоиммунными заболеваниями и частотой развития деменции на когорте из 1493896 человек старше 50 лет, за которыми наблюдали в течение 14093303 человеко-лет. За время наблюдения 677147 человек перенесли какую-либо инфекцию, а у 127721 зарегистрировали аутоиммунные заболевания в возрасте старше 50 лет. У 75543 человек диагностировали деменцию в возрасте старше 65 лет. На дату постановки диагноза деменции люди с инфекциями или аутоиммунными заболеваниями были немного старше, чем те, у кого их не было. Наиболее распространены были респираторные инфекции, за которыми следовали инфекции желудочно-кишечного тракта и инфекции мочевыводящих путей. Наиболее распространенными аутоиммунными заболеваниями были ревматоидный артрит и ревматическая полимиалгия. Отношение частот случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось дозозависимым образом с ростом числа инфекций. Пол значимо не влиял на это отношение. Наиболее высокое отношение наблюдалось в течение пяти лет после инфекции. Примечательно, что для аутоиммунных заболеваний ученые не нашли увеличение частоты их встречаемости в зависимости от переменной инфекции. Ученые пришли к выводу, что инфекция может запускать специфические процессы, которые способствуют развитию деменции, и что дело не только в общем системном воспалении. Они рассчитывают, что их работа станет основой для новых фундаментальных исследований в этой области. Похожее ученые наблюдали и ранее, причем инфекции переносились в более молодом возрасте. Статистики заметили, что риск болезней Альцгеймера и Паркинсона оказался связан с острыми инфекциями, которые люди переносили до 20 лет назад.