Биоархеологи исследовали кремированные останки 72 людей, обнаруженных в четырех могильниках бронзового и раннего железного веков (около 1500—500/450 годы до нашей эры), и выяснили, что практика проведения погребального обряда отличалась в разных районах Бельгии. Местные популяции использовали разное количество и типы топлива или сжигали умерших при разных температурах. По всей видимости, это связано с пересечением в Бельгии атлантических и континентальных культурных традиций. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science.
Использование огня в погребальном обряде уходит корнями в глубокую древность. Так, археологи отмечают, что еще в среднем и верхнем палеолите зародилась традиция погребения тел на очагах, а на некоторых костях зафиксированы следы от огня. К концу каменного века кремация начала распространяться все шире. Массовое проявление подобной традиции обычно связывается с памятниками неолитической культуры линейно-ленточной керамики, где кремация встречается наряду с ингумацией.
В начале II тысячелетия до нашей эры сначала в Венгрии и Италии, а после и во многих других регионах Европы широкое распространение получили кремационные могильники, то есть поля, отведенные для погребальных урн. В Северной и Центральной Европе такой тип погребального обряда стал доминирующим и сохранялся до исторического периода.
Элисавет Стаматаки (Elisavet Stamataki) совместно с коллегами из Брюссельского свободного университета исследовала кремацию как погребальный обряд, который был распространен на территории Бельгии в эпоху палеометалла (около 2100–52 годов до нашей эры). Прошлые исследования показали, что Бельгия в этот период находилась на пересечении так называемых атлантических и континентальных культурных традиций. Археологические данные свидетельствуют о том, что практика кремации на этой территории возникла еще в эпоху мезолита и существовала до раннего Средневековья, а в конце бронзового века (около 1200–800 годов до нашей эры) стала доминирующим погребальным обрядом.
Биоархеологи выбрали для исследования четыре могильника из разных географических районов Бельгии, относящихся к периоду от средней бронзы до раннего железа (около 1500—500/450 годов до нашей эры). Могильники Вельзеке и Блики расположены в бассейне реки Шельда, а памятники Гранд-Буа и Херсталь — в бассейне реки Маас. В общей сложности ученым удалось изучить останки 72 человек. У каждого выбранного индивида были взяты три различных фрагмента скелета (фрагменты черепов, диафизов длинных костей, ребер), чтобы понять, как условия кремации влияли на различные кости.
Ученые обнаружили, что в могильнике Херсталь находилось относительно большое количество кремированных останков детей, у которых наблюдались более низкие значения изотопов углерода. Исследователи предполагают, что это может быть связано с низкой массой тела умерших. С другой стороны, лица, проводившие погребальный обряд, возможно, использовали одинаковое количество топлива для кремации как взрослых, так и детей.
Результаты исследования показали, что значительных отличий в способе проведения обряда внутри одного региона не наблюдалось. Не было отмечено и статистически значимых различий по изотопным и инфракрасным данным для останков из бассейна реки Шельда. Однако кости из Гранд-Буа сжигали в условиях низкой доступности кислорода, что может быть связано с наличием на телах умерших кожаной одежды. Альтернативой может служить использование больших по размеру костров.
Более высокие значения изотопов углерода и высокая степень изменчивости значений изотопов кислорода наблюдались на костях из бассейна реки Маас. Это может объясняться использованием различной древесины для сооружения погребального костра или объемом топлива. Изменчивость значений изотопов кислорода может быть дополнительно связана с положением тела на погребальном костре, его местонахождением, например, на хорошо продуваемой территории или наоборот. Инфракрасный анализ показал, что в бассейне реки Шельда кремация проводилась при более высоких температурах.
Биоархеологи заключили, что кремация была доминирующим погребальным ритуалом на территории Бельгии в эпоху палеометалла, однако в разных регионах были собственные практики ее проведения. Они отличались типом и количеством древесины, размерами погребального костра и достижением разной температуры. Это может быть связано не только с доступностью ресурсов, но и с навыками людей, проводивших обряд. Практика кремации, видимо, согласуется с различными культурными влияниями, которые проявляются в этих регионах в керамике и бронзовых артефактах.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древних кремаций. Так, палеоантропологи выяснили, что в погребении с кубком Нестора оказались кремированные останки нескольких человек, а внутри таштыкской погребальной куклы обнаружили останки взрослого мужчины.
Михаил Подрезов
Редкий артефакт раскопали в городе Верея
Российские археологи во время раскопок, проходивших в подмосковном городе Верея, обнаружили прикладную печать офицера наполеоновской армии. Она представляет собой небольшой латунный артефакт с фигурной рукоятью и овальным щитком, диаметр которого составляет 21 миллиметр. Благодаря прорезанным буквам L. v G. исследователям удалось с большой вероятностью установить личность владельца печати. По-видимому, им был лейтенант Луи фон Гаденштедт, служивший в шестом вестфальском полку и попавший в плен в сентябре 1812 года. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.