В погребении с кубком Нестора оказались кремированные останки нескольких человек

Палеоантропологи повторно исследовали кремированные останки, обнаруженные в погребении с кубком Нестора в некрополе VIII века до нашей эры на острове Искья. Оказалось, что обгоревшие кости принадлежали по меньшей мере трем разновозрастным индивидам, а не одному подростку 12–14 лет, как это считалось ранее. Кроме того, часть образцов ученые идентифицировали как кости животных. Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS One.

На острове Искья, расположенном недалеко от Неаполя, располагалась древнегреческая колония Питекуссы, которую около 770 года до нашей эры основала группа эвбейских переселенцев. С появлением этого поселения ученые традиционно связывают начало освоения греками обширных территорий на западном побережье Италии и Сицилии. В 1952 году здесь начались археологические раскопки, которые в первую очередь были сосредоточены на большом некрополе, в котором было обнаружено и тщательно исследовано около 1300 захоронений разного типа, в том числе кремаций, ингумаций и кувшинных погребений.

Одна из самых примечательных находок на этом памятнике была сделана в богатом погребении, датируемом около 720–711 годов до нашей эры. Помимо кремированных останков археологи обнаружили так называемый кубок (чашу) Нестора, представляющий собой керамический сосуд, изготовленный на острове Родос. На одном из боков кубка находится одна из древнейших известных надписей на древнегреческом языке, которая представляет собой шутливую отсылку к гомеровской «Илиаде». Несмотря на сложности в идентификации останков, ученые предполагали, что кремированные кости принадлежали подростку, умершему в возрасте от 12 до 14 лет.

Мелания Джиганте (Melania Gigante) из Падуанского университета совместно с учеными из Великобритании и Италии исследовала кремированные останки, обнаруженные в погребении с кубком Нестора. Они включали 195 фрагментов обгоревших костей общим весом 218,4 грамма, однако определимых как достоверно человеческие останки оказалось 130 образцов, вес которых составил 166,1 грамма (76 процентов от общего объема).

Антропологи определили, что кремация останков проходила при температуре от 600 до 900 градусов Цельсия. Высокая степень фрагментации и отсутствие диагностических костных фрагментов затруднили оценку минимального количества индивидов, которым они принадлежали. Однако исследователи отметили, что на девяти фрагментах черепа видны швы. На сохранившейся части верхней челюсти они обнаружили полное сращение небно-верхнечелюстного шва, что указывает на принадлежность взрослому человеку. Несмотря на прошлую морфологическую оценку, исследователи не смогли найти признаков, указывающих на принадлежность костей подростку.

Исследование показало, что в погребении также находились фаунистические останки. Морфологический анализ показал присутствие по меньшей мере 45 фрагментов обгоревших костей, которые принадлежали мелким рогатым животным (Ovis/Capra) и одной собаке (Canis familiaris). Некоторые образцы из-за своей толщины и морфологии, вероятно, принадлежали птицам. Примечательно, что кости животных были кремированы в тех же условиях, что и человеческие останки.

Гистоморфометрический анализ плотности популяции остеонов на 17 образцах выявил значения от 5,96 до 19,65, что позволяет оценить возраст индивидов на момент смерти. С учетом математической модели результаты были сгруппированы в три кластера: от 5,96 до 7,9 (n = 7), от 10,14 до 11,19 (n = 5) и от 14,03 до 19,65 (n = 5). Исходя из этого, исследователи предполагают, что в погребении находились останки по меньшей мере трех разновозрастных человек.

Ученые заключили, что результаты их исследования противоречат предыдущим работам, где кремированные кости идентифицировались как останки подростка возрастом на момент смерти от 12 до 14 лет. Они установили присутствие в выборке фаунистических материалов, перемешанных с человеческими останками. Малое количество сохранившихся костей, по мнению исследователей, может быть объяснено выборочным сбором обгоревших останков, где приоритет отдавался черепным и длинным костям. Кроме того, погребение могло быть повреждено последующими захоронениями.

Анализ костей показал, что существенной разницы между кремацией человеческих и фаунистических останков не было. Это указывает на то, что животных сжигали или вместе с людьми, или тем же способом. По всей видимости, они служили в качестве пищи для покойного или проводников в загробный мир.

Ранее на N + 1 рассказывали, что археологи обнаружили могилу бронзового века, в которой находилось более 1400 предметов, во дворце Нестора недалеко от современного города Пилос. Подробнее узнать о выстланных золотом гробницах, найденных на Пелопонессе, можно в нашем материале «Пилос выходит из тени».

В Польше обнаружили крупный могильник черняховской культуры