В социальной сети Weibo появились фотографии и видео двухместной версии китайского истребителя J-20. Он может стать первым истребителем, который относят к пятому поколению, с такой конфигурацией.
Двухместные истребители отлично подходят для тренировочных полетов, а экипажу из двух человек легче управиться с данными с датчиков и вооружением. Но строительство таких самолетов стоит значительно дороже, и все истребители пятого поколения — одноместные.
У истребителей четвертого поколения есть двухместные версии, в том числе, у Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon, Boeing F-15 Eagle и Су-27. Многофункциональный корейский истребитель KF-X поколения 4++ разрабатывают сразу в одноместном и двухместном вариантах.
J-20 периодически относят то к четвертому, то к пятому поколению. Сами китайские военные причисляют его к четвертому, но они считают поколения по времени принятия самолета на вооружении, а не по характеристикам истребителя. А признаки истребителя пятого поколения, хотя сам этот термин условный и спорный, у J-20 есть. Например, широкое использование технологий малозаметности.
ВВС Китая приняли J-20 на вооружение в 2017 году. Год спустя заместитель директора по науке и технологиям корпорации AVIC Ян Вэй заявил, что на базе этого истребителя разработают целое семейство боевых самолетов. А этой зимой корпорация опубликовала концептуальное видео с двухместным J-20.
В конце октября в социальной сети Weibo появились первые фотографии и видео руления и пробежки двухместного J-20. От обычной версии он отличается удлиненным фонарем кабины экипажа и желтой окраской.
J-20 может стать первым двухместным истребителям, который относят к пятому поколению. Среди других претендентов — Су-57 и перспективный однодвигательный Checkmate, у которого будет одноместная, двухместная и беспилотная версии.
Василиса Чернявцева
Пока на дозвуковой скорости
Экспериментальный сверхзвуковой самолет X-59 совершил свой первый полет. Технологический демонстратор поднялся в воздух утром 28 октября 2025 года с аэродрома ВВС США в Палмдейле, штат Калифорния, где расположено подразделение Skunk Works компании Lockheed Martin, и затем приземлился на авиабазе Эдвардс. По данным flightradar24, полет над пустыней Мохаве продолжался более часа и проходил на дозвуковой скорости. После перелета X-59 будет базироваться в Летно-исследовательском центре NASA имени Армстронга. Здесь его ждет программа испытаний, в рамках которой запланированы полеты над сетью расставленных на земле микрофонов. Кроме того, в тестах примут участие самолеты сопровождения для сбора данных об образующихся во время полета X-59 на сверхзвуковой скорости ударных волнах, сообщает Space.com.