Легкий однодвигательный истребитель «Сухого» Checkmate полетит в 2023 году, сообщили представители Объединенной авиастроительной корпорации «Ростеха» на авиасалоне МАКС-2021. Самолет сможет маневрировать с перегрузками до восьми единиц, развивать скорость до 1,8 Маха и без подвесных баков пролетать до 2,8 тысячи километров. Боевая нагрузка перспективного истребителя составит 7,4 тысячи килограмм.
Объединенная авиастроительная корпорация показала опытно-экспериментальный образец легкого однодвигательного истребителя пятого поколения ЛТС Checkmate на авиасалоне МАКС-2021. Он выполнен по технологии снижения радиолокационной заметности, поэтому полезная нагрузка располагается у него во внутренних отсеках, а воздухозаборник – снизу. Его малозаметности способствует и V-образное оперение.
Первый полет Checkmate запланирован на 2023 год, а завершение госиспытаний — на 2026. Предполагается, что перспективный самолет сможет маневрировать с перегрузками до восьми единиц и развивать скорость до 1,8 Маха. Без подвесных баков его дальность составит до 2,8 тысяч километров. Чтобы сесть или взлететь, Checkmate будет достаточно 400-500 метров.
Боевая нагрузка перспективного истребителя составит 7,4 тысячи килограммов. В малозаметной конфигурации самолет сможет нести до пяти ракет различной дальности. Также в его отсеках можно будет расположить подвесные пушечные контейнеры. Самолет создается с открытой архитектурой, поэтому на него можно будет устанавливать разное оборудование по желанию заказчика.
«МиГ» на авиасалоне показал макет перспективного комплекса палубной авиации, в который вошли многофункциональный корабельный истребитель, беспилотный ведомый и легкий многофункциональный самолет, все — пятого поколения.
Также на МАКС 2021 компания «Байкал-инжиниринг» показала опытный образец самолета ЛМС-901, преемника «Кукурузника», а холдинг «Вертолеты России» представил легкий беспилотный вертолет БАС-200.
Василиса Чернявцева
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».