В социальной сети Weibo появились фотографии и видео двухместной версии китайского истребителя J-20. Он может стать первым истребителем, который относят к пятому поколению, с такой конфигурацией.
Двухместные истребители отлично подходят для тренировочных полетов, а экипажу из двух человек легче управиться с данными с датчиков и вооружением. Но строительство таких самолетов стоит значительно дороже, и все истребители пятого поколения — одноместные.
У истребителей четвертого поколения есть двухместные версии, в том числе, у Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon, Boeing F-15 Eagle и Су-27. Многофункциональный корейский истребитель KF-X поколения 4++ разрабатывают сразу в одноместном и двухместном вариантах.
J-20 периодически относят то к четвертому, то к пятому поколению. Сами китайские военные причисляют его к четвертому, но они считают поколения по времени принятия самолета на вооружении, а не по характеристикам истребителя. А признаки истребителя пятого поколения, хотя сам этот термин условный и спорный, у J-20 есть. Например, широкое использование технологий малозаметности.
ВВС Китая приняли J-20 на вооружение в 2017 году. Год спустя заместитель директора по науке и технологиям корпорации AVIC Ян Вэй заявил, что на базе этого истребителя разработают целое семейство боевых самолетов. А этой зимой корпорация опубликовала концептуальное видео с двухместным J-20.
В конце октября в социальной сети Weibo появились первые фотографии и видео руления и пробежки двухместного J-20. От обычной версии он отличается удлиненным фонарем кабины экипажа и желтой окраской.
J-20 может стать первым двухместным истребителям, который относят к пятому поколению. Среди других претендентов — Су-57 и перспективный однодвигательный Checkmate, у которого будет одноместная, двухместная и беспилотная версии.
Василиса Чернявцева
И полетал на нем в костюме имперского штурмовика из вселенной «Звездных войн»
Польский изобретатель и основатель стартапа, создавшего одноместный дрон Jetson One, Томаш Патан (Tomasz Patan) представил новый проект — ховербайк Volonaut Airbike. Это одноместный летательный аппарат на реактивной тяге с вертикальным взлетом и посадкой, способный разгоняться до 200 километров в час. Конструкция Airbike выполнена из углеродного волокна с применением 3D-печати, что, по заявлению разработчика, позволило сделать аппарат в семь раз легче обычного мотоцикла. Для зависания на одном месте и облегчения управления применяется автоматическая система стабилизации, а компактные размеры и отсутствие пропеллеров позволяют ховербайку перемещаться в ограниченных пространствах, например, среди деревьев в лесу. Проект недавно вышел из режима скрытой разработки и опубликовал несколько видео с тестовыми полетами. В одном из них полет происходит среди деревьев и кустарников, а пилот был одет в костюм имперского штурмовика из вселенной «Звездных войн». Возможные сроки появления ховербайка в продаже и цена пока не уточняются.