«БепиКоломбо» услышал «пение» магнитосферы Меркурия

Команда межпланетной станции «БепиКоломбо» опубликовала научные данные, собранные во время первого гравитационного маневра у Меркурия. Научные приборы за время сближения оценили состав экзосферы планеты, записали «пение» магнитосферы Меркурия и зафиксировали потоки нейтронов и гамма-квантов с поверхности планеты, сообщается на сайте ESA.

Меркурий — одна из самых малоисследованных планет Солнечной системы. За всю историю космонавтики к нему летали лишь два аппарата, а третья миссия — «БепиКоломбо» — стартовала три года назад. Она состоит из европейского аппарата MPO (Mercury Planetary Orbiter), японского MMO (Mercury Magnetospheric Orbiter) и перелетного модуля MTM. Ожидается, что в декабре 2025 года аппараты выйдут на рабочие полярные орбиты вокруг Меркурия и начнут изучение его поверхности и внутренней структуры, поищут залежи льда и определят свойства магнитосферы и экзосферы планеты.

1 октября 2021 года аппараты впервые увидели свою цель вблизи, совершив первый из шести гравитационных маневров вблизи Меркурия. Во время сближения 11 из 16 научных приборов на борту «БепиКоломбо» работали, в том числе три, созданные при участии Института космических исследований РАН. Гамма- и нейтронный спектрометр MGNS обнаружил потоки нейтронов и гамма-квантов, рожденных в результате взаимодействия галактических космических лучей с поверхностным слоем грунта планеты, которые похожи на те, что наблюдались аппаратом MESSENGER. Ультрафиолетовый спектрометр PHEBUS обнаружил наличие в экзосфере Меркурия водорода и кальция.

Данные, полученные акселерометром ISA (Italian Spring Accelerometer), которые регистрировал изменение ускорения аппаратов в гравитационном поле планеты во время пролета, были преобразованы в звук. На аудиозапись также попали моменты, соответствующие вибрации аппаратов, в частности, когда прибор PHEBUS возвращался в исходное положение после наблюдений, а также звуки из-за перепада температур.

Ученые также превратили в звук данные, собранные магнитометром, которые демонстрируют динамику магнитного поля вблизи планеты. Хорошо слышен момент пересечения космическими аппаратами магнитослоя — сильно турбулентной пограничной области, где магнитосфера Меркурия встречается с солнечным ветром.

Ранее мы рассказывали о научных данных, собранных «БепиКоломбо» во время облета Венеры — станция исследовала атмосферу и магнитосферу планеты. О том, какие тайны Меркурия должна раскрыть миссия, можно узнать в нашем материале «На Меркурий за водой».

Falcon Heavy запустила в космос рекордно тяжелый коммерческий спутник