«БепиКоломбо» услышал «пение» магнитосферы Венеры

Планетологи, работающие с солнечным зондом Solar Orbiter и меркурианской станцией «БепиКоломбо», которые в начале августа совершили двойной пролет мимо Венеры, опубликовали научные данные и снимки, полученные аппаратами. Среди них есть визуализации влияния гравитации Венеры на ускорение космического аппарата, а также «пение» магнитосферы Венеры, сообщается на сайте ESA.

9 и 10 августа 2021 года впервые вблизи Венеры почти одновременно пролетели сразу два аппарата — сначала солнечный зонд Solar Orbiter над ночной стороной планеты, а затем меркурианская исследовательская миссия «БепиКоломбо» над дневной. Оба пролета были совершены в рамках гравитационных маневров и обладают большой научной ценностью, позволяя ученым исследовать как атмосферу Венеры, так и околопланетную среду.

13 августа команды обоих аппаратов опубликовали ряд научных данных, полученных во время пролетов. Датчики аппарата MMO (Mercury Magnetosphere Orbiter), входящего в состав «БепиКоломбо», зафиксировали скачок температуры солнечных батарей во время перехода с ночной к дневной стороне планеты с -100 до +10 градусов Цельсия, при этом внутри аппарата температура поднялась всего на 2–3 градуса, что свидетельствует об эффективной работе теплоизоляции, что важно для нормального функционирования аппарата вблизи Меркурия. Датчики перелетного модуля MTM показали повышение температуры внешних элементов на 50 градусов, а аппарата MPO — на двадцать.

Научные инструменты на борту обоих зондов «БепиКоломбо» вели наблюдения за ионами в магнитосфере и ионосфере Венеры, а также получили четкие спектры атмосферы Венеры — в последний раз настолько детальные наблюдения вела станция «Венера-15» в начале 1980-х годов. Кроме того, бортовые камеры на аппаратах получили ряд снимков планеты.

Трехосевой акселерометр ISA на борту аппарата MPO регистрировал с большой точностью различия в ускорении зонда, который двигался в гравитационном поле планеты. Затем ученые преобразовали полученные данные в звуковую дорожку, на которую попали не только изменения в работе маховиков, но и необычные «тикающие звуки», вероятно возникшие, когда аппарат быстро нагревался и затем охлаждался.

Команда «БепиКоломбо» превратила в звук также данные, собранные магнитометрами зонда MPO, которые демонстрируют взаимодействие солнечного ветра с магнитосферой планеты, в частности четко различим момент попадания космического аппарата в область головной ударной волны, где магнитосфера встречается с солнечным ветром. Интенсивный шум указывает на область турбулентного магнитослоя перед головной ударной волной.

Магнитометр Solar Orbiter также померил изменчивость напряженности магнитного поля вдоль своей траектории, в том числе и в области головной ударной волны. Так как каждый из аппаратов исследовал свою часть магнитосферы, то это позволит ученым гораздо лучше понять структуру магнитосферы Венеры. Детальный анализ всех полученных данных займет несколько недель.

Венера сейчас переживает новый всплеск внимания со стороны ученых многих стран — скоро к ней отправятся европейская орбитальная станция EnVision, индийский автоматический аппарат, спускаемый зонд NASA DAVINCI+ и российская станция «Венера-Д», о которой мы писали в материале и блоге.

«Индженьюити» совершил 55 полет на Марсе