«Полуфантастическая идея»: «Роскосмос» предлагает доставить грунт с Венеры в первую миссию

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

«Роскосмос» предлагает радикально пересмотреть российские планы исследования Венеры: в частности, фактически отказаться от уже проработанной миссии «Венера-Д» и вместо нее разработать значительно более сложный проект по доставке образцов грунта и атмосферы на Землю сразу в первую миссию. Кроме того, речь идет об отказе от сотрудничества с NASA, в рамках которого уже созданы и испытываются долгоживущие станции и аэростаты. Члены академического Совета по космосу приняли резолюцию, в которой призывают госкорпорацию вернуться к уже проработанному поэтапному плану венерианских исследований.

Открытие в атмосфере Венеры газа фосфина — потенциального биомаркера, который может указывать на присутствие живых организмов, — заставило «Роскосмос» напомнить, что у России тоже есть планы исследования Венеры. В сообщении госкорпорации, помимо прочего, прозвучала фраза, что в России принято решение реализовать миссию «Венера-Д» «в качестве независимого национального проекта без широкого привлечения международной кооперации». Как выяснилось, речь идет не только об отказе от международного сотрудничества, но о масштабной перекройке всей миссии.

Проект «Венера-Д» («Венера Долгоживущая») начали разрабатывать в 2005 году, он был включен в Федеральную космическую программу с 2006 по 2015 год, а запуск станции планировался на конец этого периода. Однако в 2014 году, когда финансирование космической программы существенно сократили, запуск миссии отодвинули за 2025 год (тогда заканчивается текущая Федеральная космическая программа). В 2013 году в работу над проектом включились американские ученые: была сформирована Объединенная научная рабочая группа (Joint Science Definition Team), в которую вошли специалисты NASA и Института космических исследований РАН.

Сценарий миссии на данный момент выглядит так: к Венере отправятся спускаемый аппарат, орбитальный модуль, долгоживущая посадочная станция и атмосферный зонд. Также исследователи рассматривают возможность запуска дополнительных субспутников для выхода в точки Лагранжа. Главный посадочный модуль, предназначенный для исследования поверхности планеты, должен проработать как минимум два-три часа — в два раза дольше советских посадочных модулей, которые держались не дольше полутора часов.

Вместе с посадочным модулем на поверхности окажется небольшой зонд на основе высокотемпературной электроники, который сможет проводить длительные наблюдения в течение более 60 земных суток. Эта долгоживущая станция LLISSE (Long-Lived In-Situ Solar System Explorer) создается специалистами Центра NASA имени Гленна. На ее основе разрабатывается долгоживущая станция SAEVe, которая, помимо прочего, будет оснащена сейсмостанцией для исследования тектонической активности. Американские же специалисты создают долгоживущий аэростатный зонд, который может подниматься и опускаться и исследовать состав атмосферы на разных высотах.

Орбитальный зонд, проектируемый НПО Лавочкина, предназначен для исследования плазмы и верхних слоев атмосферы, поиска следов вулканической активности и решения других задач. Существующие планы предусматривают запуск этой миссии в ноябре 2029 года с помощью ракеты-носителя «Ангара-А5».

В дальнейшем предполагалось разработать и отправить к Венере в 2031 году расширенную миссию, в рамках которой планировалось более детально исследовать атмосферу, а в 2034 году — попытаться доставить с Венеры образцы грунта и атмосферы, а затем посадить на поверхность «большую» долгоживущую лабораторию.

Однако в июле 2020 года «Роскосмос» принял решение коренным образом пересмотреть эти планы. НПО Лавочкина представило новую концепцию, в рамках которой все предполагаемые задачи должны были решаться «одним махом», в рамках одной миссии. С помощью одного аппарата исследователи должны отправить на Землю образцы грунта, атмосферы и аэрозолей, а с помощью летательного аппарата — провести эксперименты в атмосфере, при этом все эти задачи предполагалось решить в рамках «национального проекта, без привлечения международной кооперации», сообщил N+1 один из участников Совета РАН по космосу, Михаил Иванов, заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии РАН имени Вернадского.

Смена концепции обсуждалась сегодня на заседании Совета, и его участники подвергли эти планы резкой критике. Михаил Иванов, в частности, заявил, что смена концепции приведет к радикальному пересмотру научных задач проекта. По его словам, ученые лишатся возможности выбирать те образцы грунта, которые им действительно интересны, так как речь идет о доставке какого-то случайного образца из случайной точки.

Президент РАН Александр Сергеев, участвовавший в заседании совета по видеосвязи, отметил, что отказ от исследования образцов грунта и атмосферы in situ практически лишает смысла всю затею, поскольку венерианское вещество необходимо исследовать в венерианских же условиях. Если вынести его «наружу», в радикально иные температурные условия, в нем начнутся химические реакции. «Если, например, там будет фосфин, мы его не довезем до Земли», — отметил Сергеев.

Члены Совета отметили, что отказ от международной кооперации будет означать, например, потерю сейсмических датчиков, долгоживущих станций. Людмила Засова из Института космических исследований напомнила, что долгоживущая станция уже прошла испытания в термокамере в Центре Гленна в США.

Академик Михаил Маров назвал новый вариант миссии «полуфантастическим». Он напомнил, что в России до сих пор не создана термостойкая электроника, которую предлагают использовать американцы, возникают проблемы с надежностью аппаратов. Ему показался нереалистичной и сама схема старта с Венеры — доставка ракеты в верхние слои атмосферы с помощью аэростата, а потом запуск возвратной ступени к Земле. По словам представителя НПО Лавочкина, масса аппарата для доставки грунта с Венеры может составить 100 тонн.

По словам Марова, отказ от проработанного проекта может означать, что не реализуется ни проект «Венера-Д» в первоначальном варианте, ни новая концепция Роскосмоса. Члены Совета пришли к выводу, что необходимо добиваться осуществления проекта «Венера-Д», а дальнейшие шаги прорабатывать в рамках аванпроектов.