РАН назвала сроки запуска и стоимость «Венеры-Д»

На заседании Совета по космосу РАН 29 мая прозвучали новые подробности о подготовке международной исследовательской миссии «Венера-Д»: реалистичной датой назван 2029 или 2031 год, а общая стоимость предстоящих этапов подготовки составит 17 миллиардов рублей. Автор доклада, заместитель директора Института космических исследований Олег Кораблев, отметил амбициозность проекта и уровень взаимодействия российских и американских ученых, сравнив масштаб сотрудничества с программой «Союз-Аполлон».

Венера и Земля похожи по многим параметрам: у них примерно одинаковый размер, масса, плотность и орбитальная скорость. Однако физические условия на Венере разительно отличаются: температура у ее поверхности составляет около 470 градусов Цельсия, а давление превышает земное в 92 раза. Непохожи и атмосферы планет — на Венере плотная газовая оболочка практически полностью состоит из углекислого газа, который создает мощный парниковый эффект, поддерживающий высокую температуру поверхности.

Исследования Венеры важны как в контексте образования планет, изучения факторов, определивших различие текущих свойств Венеры и Земли, так и в плане исследования климата, потому что результаты наблюдения столь экстремального состояния атмосферы помогут лучше понять долговременную эволюцию климатических условий на Земле.

Венеру исследовало множество автоматических зондов, в основном разработанных в СССР, которые, в том числе, успешно высаживались на ее поверхность. В последние годы изучение планеты в основном ведут орбитальные аппараты, такие как европейский зонд «Венера-экспресс» и японская станция «Акацуки».

«Венера-Д» («Венера Долгоживущая») — это российский проект межпланетного спускаемого зонда. В 2013 году была сформирована Объединенная научная рабочая группа (Joint Science Definition Team) проекта, а с 2015 года российские ученые вместе с американскими коллегами активно работают над проектом зонда.

Согласно текущему варианту, «Венера-Д» должна состоять из спускаемого аппарата, орбитального модуля, долгоживущей посадочной станции и атмосферного зонда, также рассматривается возможность включения дополнительных субспутников. Предполагается выход космической части аппарата на высокоэллиптическую орбиту, а два небольшие субспутника окажутся в точках либрации. «С учетом цикла разработки, цикла изготовления, реальной датой старта может быть 2029 или 2031 год», — сказал Кораблев. Планируется, что аппарат будет выведен ракетой-носителем «Ангара-5».

Расчетное время активного сбора данных главным посадочным модулем, предназначенным для анализа поверхности планеты, составляет минимум 2-3 часа. Разработчики таким образом собираются побить рекорд советских станций, которые работали на поверхности Венеры до полутора часов. Орбитальный модуль на полярной орбите с периодом в одни земные сутки должен прослужить не менее трех лет. Вместе с основным спускаемым модулем с термоизолированным корпусом планируется спуск разрабатываемого американскими коллегами из NASA небольшого зонда на основе высокотемпературной электроники. Он будет оснащен меньшим количеством приборов, но сможет проводить длительные наблюдения в течение более чем 60 земных суток.

Научными задачами аппарата являются комплексные исследования атмосферы и состава грунта, поиск вулканической активности и изучение диссипации атмосферы под действиемсолнечного ветра. На данный момент решение о месте высадки не принято, но рассматриваются в первую очередь полярные регионы, так как все предыдущие успешные посадки были совершены в экваториальных областях. При посадке в районе полюсов будет обеспечена радиовидимость и возможность передачи информации на орбитальный модуль.

Кораблев отметил высокое качество подготовленных научной группой материалов и заявил, что проект полностью готов к началу опытно-конструкторских работ. По его словам, финансирование проекта стоит запросить уже в этом году, чтобы в 2020 году можно было приступить к эскизному проектированию. Совет по космосу принял решение подготовить руководству «Роскосмоса» соответствующее обращение о выделении финансирования. «Общая сумма, которая требуется на опытно-конструкторские работы, составляет 17 миллиардов 370 миллионов рублей на 10 лет», — отметил Кораблев.

На данный момент у России, за исключением спутников зондирования Земли, всего один научный космический аппарат — «Радиоастрон», у которого в начале года возникли проблемы после шести лет успешных наблюдений. Мы подробно писали о его рекордных данных в материале «Поймать хвост ящерицы». Еще один телескоп готовится к запуску в июне — это «Спектр-РГ», который уже привезли на Байконур. Также идет подготовка к реализации основной части российско-европейского проекта «ЭкзоМарс», за успехами которого мы также подробно следим. О начале разработки аппарата «Венера-Д» мы писали в материале «„Венере“ приказали долго жить».

Обе ступени ракеты «Ариан-6» прошли квалификационные огневые испытания