Миссия «БепиКоломбо» отправилась к Меркурию

Ракета «Ариан-5» запустила аппараты европейско-японской миссии «БепиКоломбо», предназначенной для исследования Меркурия. В состав миссии входят два исследовательских зонда, которые будут изучать планету на разных орбитах, а также перелетный модуль для их доставки. Прибытие на рабочие орбиты запланировано на декабрь 2025 года, после чего аппараты начнут свою научную программу, рассчитанную на год. Трансляция запуска проходила на сайте Европейского космического агентства.

Пока Меркурий посещали лишь два аппарата — «Маринер-10» в середине 1970-х годов, который совершил лишь три пролета у планеты, и «Мессенджер», который после нескольких пролетов в 2011 году вышел на орбиту Меркурия и исследовал его в течение четырех лет. Из-за этого ученые смогли собрать не так много данных о Меркурии, как о некоторых других планетах, к примеру, Марсе. Миссия «БепиКоломбо», разработанная специалистами из Европейского космического агенства (ESA) и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), призвана восполнить часть недостающих данных о Меркурии.

В состав «БепиКоломбо» входят три аппарата — перелетный модуль MTM (Mercury Transfer Module) и орбитальный модуль MPO (Mercury Planetary Orbiter), созданные европейскими инженерами, и еще один орбитальный модуль MMO (Mercury Magnetospheric Orbiter), созданный специалистами из Японии. Перелетный модуль с четырьмя ионными двигателями отвечает за полет к Меркурию, а два остальных зонда, которые после прибытия отделятся и выйдут на две разные полярные орбиты, будут проводить научные исследования. Задачи у аппаратов тоже разные — MPO будет исследовать поверхность планеты, а MMO сконцентрируется на изучении ее магнитного поля и магнитосферы. На борту обоих зондов установлены российские научные инструменты. Незадолго до запуска мы попросили руководителя Отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игоря Митрофанова рассказать о них и о том, что с их помощью надеются найти ученые.

Ракета «Ариан-5» с аппаратами стартовала с космодрома Куру во Французской Гвиане 20 октября в 4:45 по московскому времени. Как и многие другие космические аппараты, «БепиКоломбо» полетит к своей цели не напрямую. Поскольку из-за большой гравитации Солнца аппарату требуется много энергии для выхода на стабильную орбиту вокруг Меркурия, перед этим он совершит девять гравитационных маневров — один у Земли, два у Венеры и еще шесть у самого Меркурия. Кстати, название «БепиКоломбо» дано миссии в честь Джузеппе Коломбо (Giuseppe Colombo), который разработал и рассчитал гравитационные маневры для зонда «Маринер-10».

На октябрь 2025 года запланировано отделение перелетного модуля, а в декабре того же года аппараты должны выйти на стабильную орбиту вокруг Меркурия и разделиться. Научная программа начнется в марте 2026 года и номинально продлится до мая 2027. Если аппараты останутся в рабочем состоянии и на заданных орбитах, в миссии предусмотрено продление научной программы еще на год.

В мае была запущена миссия InSight к другой планете земной группы — Марсу. Она состоит из посадочного аппарата, который будет исследовать внутреннюю структуру планеты с помощью нескольких инструментов, в том числе бура, который создаст пятиметровую скважину в поверхности Марса. О том, как будут работать научные приборы InSight и других подробностях миссии можно прочитать в нашем материале «Заглянуть внутрь Красной планеты».

Спускаемый модуль «Чандраян-3» успешно прилунился