После возвращения космонавтов с орбиты в их крови нашли маркеры повреждения мозга

Ученые из Германии, России и Швеции обнаружили, что у космонавтов после возвращения на Землю повышено содержание в крови белков, обычно появляющихся при повреждении мозга. В будущих исследованиях ученые планируют разобраться, почему повышается концентрация этих белков. Работа опубликована в JAMA Neurology.

После возвращения на Землю космонавты находятся под пристальным вниманием врачей, так как пребывание в космосе вызывает в организме физиологические изменения — например, космонавты после возвращения на Землю жалуются на ухудшение зрения. Ученые объяснили это изменением структуры мозга в невесомости, а также перераспределением спинномозговой жидкости. Другая команда исследователей выяснила, что такие изменения в головном мозге обратимы — через семь месяцев он приобретает свою первоначальную структуру.

Кроме этого, нейрофизиологи обнаружили, что длительное пребывание в условиях, имитирующих измененную гравитацию, у людей увеличивается время реакции, а также ухудшается способность распознавать эмоции. При этом на результаты работы не повлияли даже паузы, во время которых участники находились при нормальной гравитации.

Исследователи из Германии, России и Швеции во главе с Александром Чаукером (Alexander Choukér) из Университета Людвига-Максимилиана решили найти физиологическую основу у когнитивных изменений. Они изучили маркеры повреждения мозга в крови пятерых российских космонавтов, которые пробыли в космосе в среднем по 169 дней. Образцы крови для анализа у них взяли перед полетом в космос, сразу по прилету, через неделю и через три недели после него. В крови у космонавтов ученые смотрели содержание тонкого полипептидного нейрофиламента (NEFL), глиального фибриллярного кислого белка (GFAP), общего tau-белка и бета-амилоида. Количество этих белков в циркуляции повышается при повреждениях головного мозга.

У космонавтов обнаружили увеличение содержания NEFL в крови во всех образцах, взятых после полета (p < 0,04). Концентрация GFAP также оказалась увеличена в образцах, полученных после полета, но разница оказалась статистически незначимой (p < 0,08). Содержание tau-белка после полета изменилось незначительно, но концентрация бета-амилоида Aβ40 была значимо выше (p < 0,04). Дополнительный анализ выявил, что изменения в содержании этих белков в крови коррелируют между собой.

Нейрофизиологи изучили только наличие маркеров повреждения мозга в крови, но не выяснили, почему именно оно возникает. Причиной этого могут быть изменения в гравитации, перераспределение мозговой жидкости или перегрузки, испытываемые космонавтами во время взлета и приземления. Причины наблюдаемых изменений будут искать ученые в будущих исследованиях.

Кроме изменения гравитации и перегрузок космонавты также подвергаются воздействию повышенных доз радиации. Однако российские и американские ученые выяснили, что смертность от рака и сердечно-сосудистых заболеваний у них не связана с повышенными дозами радиации, которые эти люди получают во время полетов в космос.

Гориллу впервые полечили от остеоартроза мезенхимальными стволовыми клетками