С 1983 по 2016 год подверженность людей городской жаре увеличилась на 199 процентов (на 2,1 миллиарда человеко-дней в год). В среднем по миру это на 66 процентов обусловлено урбанизацией, а еще на 34 процента — изменениями климата. В 17 процентах городов за прошедшие десятилетия стало на целый месяц жарких дней больше, что привело к дополнительным 4,7 смертям в день на 100000 человек среди пожилого населения. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Изменение климата привело к росту среднемировой температуры воздуха уже на 1,09 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем. В городах наблюдаемый рост температуры еще сильнее — для них стали характерны такие метеорологические явления как городские острова тепла и тропические ночи. Более половины населения мира проживает в черте городов, и волны жары несут опасность для их здоровья и риск повышенной смертности, а также снижают производительность труда и замедляют экономический рост.
Ученые под руководством Каскада Тухольске (Cascade Tuholske) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре исследовали, как изменение климата и рост городского населения в течение последних десятилетий отразились на потеплении в городах. Для этого они использовали данные из баз Global Human Settlement Layer Urban Centre Database (GHS-UCDB) и Berkeley Earth, которые позволили учесть температуры в 13115 города с 1983 по 2016 годы. Действие жары на организм усугубляется повышенной влажностью воздуха, поэтому ее также учитывали с помощью индекса WBGT. При достижении порога WBGTmax > 30 градусов Цельсия растет смертность среди уязвимых групп населения.
За последние 34 года подверженность городской жаре увеличилась на 199 процентов или на 2,1 миллиарда человеко-дней в год. Основной вклад в это внес рост населения — в среднем именно на этот фактор пришлось 66 процентов роста экспозиции жары в городах. Это означает, что больше людей стало подвергаться жаре в городах просто потому, что больше людей переехало жить в города. Оставшиеся 34 процента обусловлены изменением климата. Впрочем, ситуация по регионам значительно отличалась: если в Северной Африке больше людей стало страдать от городской жары практически исключительно из-за урбанизации, то в странах Латинской Америки и Карибского бассейна вклад роста населения и климатических изменений в подверженность городской жаре почти одинаков, так как рост городского населения там происходит медленно.
Авторы также отметили, что ежегодно в 17 процентах городов (2252) добавлялся как минимум один день экстремально опасной жары в год — то есть за 34 года у них добавился целый жаркий месяц. При этом жаркие дни случается 4,7 дополнительных смертей в день на каждые 100 тысяч населения среди людей старше 64 лет — особенно это опасно для населения крупных жарких городов вроде Калькутты и Дели в Индии. Ученые обратили внимание и на возможную связь между экстремальной жарой и социальными конфликтами, приведя в пример жару в Сирии летом 2010 года и последовавший за ней через несколько месяцев затяжной военный конфликт. Хоть достоверную связь между этими событиями установить и сложно, авторы подчеркнули, что важно учитывать риски таких событий, обусловленных социальными и экономическими последствиями разрушительной жары.
В июле мы подробно разбирали ночную жару в разных районах Москвы и Московской области и пришли к выводу, что людям пора задуматься о даче или кондиционере. Летние ночи в столице стали тропическими — то есть жаркими настолько, что температура на их протяжении не опускалась ниже 20 градусов Цельсия. Подробнее прочитать об этом можно в нашем блоге «Сон в летнюю ночь».
Марина Попова
Жара не только нарушает условия труда, но и наносит ущерб здоровью работников
Одна жаркая неделя может затруднить доступ к пище для 1,88 процента домохозяйств в стране, причем наибольшему риску подвергаются жители бедных стран, в которых и без того слаба защита прав работников. В Индии, например, по причине вынужденных недельных простоев в работе могут столкнуться с дефицитом еды восемь миллионов человек. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour. Влияние глобального потепления на продовольственную безопасность обычно рассматривают в контексте изменений окружающей среды: рост температуры приводит к снижению урожайности, деградации почв, засухам и следующим за ними голоду. В том или ином виде с этим сталкивается около двух миллиардов человек на планете. Однако угрозу продовольственной безопасности может нести и прямое влияние на здоровье и благополучие людей. В жаркие дни снижается производительность труда, а иногда работать становится и вовсе невозможно из-за опасности. Это влияет на способность семей получать доход и обеспечивать себя пищей, но количественные оценки такого воздействия практически отсутствуют. Кэролайн Крюгер (Carolin Kroeger) из Оксфордского университета исследовала, как жара влияет на краткосрочные угрозы продовольственной безопасности на уровне домохозяйств. Она использовала данные о доходе, возрасте, поле людей в домохозяйствах 150 стран и их беспокойстве по поводу пищи. Они были получены с помощью телефонных интервью с 2014 по 2017 годы. Данные о погодных условиях были взяты из базы ERA5-HEAT. Регрессионный анализ показал, что чем больше жарких дней выпадает на неделю, тем уязвимее становится домохозяйство в плане обеспеченности пищей. Например, три жарких дня в неделю приводят к снижению продовольственной безопасности на 0,78 процента (p = 0,004), а полностью жаркая неделя — уже на 1,88 процента (p < 0,001). На уровне страны жаркая неделя снижает безопасность на 0,54 процента (p < 0,001). В стране с населением как в Индии жаркая неделя может затруднить доступ к еде для восьми миллионов человек. Вклад различных факторов в снижение продовольственной безопасности автор исследования ранжировала с помощью анализа медиации. Она пришла к выводу, что главную роль играет сложность в получении дохода (63,35 процента), затем следуют рейтинг местного рынка труда (16,26 процента) и индивидуальные проблемы со здоровьем (12,14 процента). Наиболее опасной жара оказалась для продовольственной безопасности населения стран с низким уровнем ВНП на душу населения, где у людей слабая социальная и страховая защита, а также низкий контроль за соблюдением трудовых и строительных норм. Ранее в шестом докладе МГЭИК было спрогнозировано усиление угрозы продовольственной безопасности во всем мире из-за засух и уменьшения площади пастбищ. Причем с голодом на фоне глобального потепления сталкиваются не только люди — по этой же причине сократилась численность трубкозубов в Африке, а широконосые лемуры на острове Мадагаскар уже оказались на грани вымирания.