Палеонтологи описали энанциорниса с двумя удлиненными перьями в хвосте

Палеонтологи описали новую энанциорнисовую птицу из раннего мела Китая. Вид, получивший название Yuanchuavis kompsosoura, отличался хвостом в форме веера, в котором два центральных пера достигали тридцатисантиметровой длины. Хвосты с удлиненными центральными перьями характерны для некоторых современных птиц, однако среди энанциорнисов обладатели данной черты были до сих пор неизвестны. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, судя по всему, хвост необычной формы помогал самцам Y. kompsosoura привлекать самок в ходе брачных ритуалов.

Первые птицы появились на Земле еще в мезозое. Однако в меловом периоде доминирующей группой были не привычные нам пернатые, а представители их сестринской группы энанциорнисов (Enantiornithes). Они отличались от настоящих птиц в первую очередь строением плечевого пояса. Кроме того, многие из них сохраняли когти на крыльях и зубы. Палеонтологам известно более восьмидесяти видов энанциорнисов, которые расселились по всему миру (их окаменелости не найдены только в Антарктиде) и занимали различные экологические ниши. Исчезли энанциорнисы в результате массового вымирания около 66 миллионов лет назад — одновременно с нептичьими динозаврами и множеством других групп животных.

Некоторые энанциорнисовые птицы в результате конвергентной эволюции приобрели неожиданное сходство с ныне живущими пернатыми. Например, они независимо от настоящих птиц приобрели бугорки на локтевых костях, к которым крепятся маховые перья. А недавно на Мадагаскаре были обнаружены остатки энанциорниса Falcatakely forsterae с клювом как у тукана или птицы-носорога.

Еще один пример конвергентного сходства между энанциорнисами и настоящими птицами описала команда специалистов, которую возглавил Минь Ван (Min Wang) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук. В центре их внимания оказались остатки древней птицы возрастом около 120 миллионов лет, обнаруженные в провинции Ляонин. Находка относится к раннемеловой формации Цзюфотан (Jiufotang).

Анализ образца показал, что птица достигала размеров современной сойки. Судя по ряду анатомических особенностей, включая зубы на клюве, она относилась к энанциорнисам, а именно к семейству Pengornithidae. Наибольший интерес у исследователей вызвало хорошо сохранившееся хвостовое оперение птицы. Ее хвост состоял из восьми рулевых перьев, из которых два центральных отличались необычной длиной и достигали 30 сантиметров. Это в 1,3 раза больше, чем длина тела птицы от кончика клюва до клоаки.

Ученые дали находке название Yuanchuavis kompsosoura. Родовое имя происходит от китайского слова «yuanchu», которое обозначает мифическую птицу, и древнегреческого слова «птица», а видовое в переводе с древнегреческого означает «элегантный хвост».

Удлиненные перья хвоста встречались и у многих других энанциорнисов (предполагается, что они служили им для привлечения партнеров). Однако у лишь у Y. kompsosoura пара длинных перьев сочеталась с веером из более коротких рулевых перьев. Данная черта уникальна для энанциорнисов, а среди мезозойских птиц известна лишь для настоящих птиц (клада Euornithes) из рода Archaeorhynchus. Кроме того, такое строение хвоста характерно для некоторых современных птиц, например, квезалей (Pharomachrus) и малахитовых нектарниц (Nectarinia famosa). Авторы подчеркивают, что Y. kompsosoura и ныне живущие пернатые приобрели удлиненные перья в хвосте независимо друг от друга.

Минь Ван и его коллеги полагают, что, как и ныне живущие нектарницы и квезали, Y. kompsosoura использовали необычные хвосты для привлечения партнеров. Высока вероятность, что подобное украшение было характерно лишь для самцов. При этом длинные перья, вероятно, затрудняли полет хозяина, что делало их честным сигналом, указывающим на его физическое состояние.

В мезозое не только птицы и энанциорнисы отращивали украшения из перьев. Среди нептичьих динозавров также были виды с необычно выглядевшим оперением. Например, недавно палеонтологи описали динозавра Ubirajara jubatus, который жил на территории современной Бразилии 110 миллионов лет назад. На его спине рос подвижный гребень из перьев, а на каждом плече располагалось по два жестких (и тоже подвижных) шипа.

Палеонтологи описали самого тяжелого пингвина в истории. Он весил 155 килограмм