Бразильский динозавр отрастил перьевой гребень и по паре шипов на плечах

Палеонтологи описали новый вид мелких хищных динозавров, его представители обитали на территории современной Бразилии и обладали очень необычной внешностью. На спине динозавра рос подвижный гребень из перьев, а на каждом плече располагалось по два жестких (и тоже подвижных) шипа. В честь этих особенностей вид получил название Ubirajara jubatus — в переводе с языка тупи и латыни это означает «гривистый властелин копий». Как отмечается в статье для журнала Cretaceous Research, скорее всего, гребень и шипы использовались для общения с сородичами, например, в ходе брачных демонстраций.

Палеонтологи уже несколько десятков лет знают, что многие нептичьи динозавры обладали перьями и другими накожными роговыми образованиями. Эти структуры помогали владельцам поддерживать температуру тела и, вероятно, использовались в брачных демонстрациях. Кроме того, отдельные виды научились использовать перья для планирования (и, возможно, даже полета).

Команде исследователей во главе с Робертом Смитом (Robert S.H. Smyth) из Портсмутского университета повезло описать динозавра с особенно причудливыми «украшениями». Изучив частично сохранившийся скелет некрупной рептилии, который был обнаружен в 1995 году на территории раннемеловой формации Крато на северо-востоке Бразилии, а теперь хранится в Германии, исследователи пришли к выводу, что перед ними неизвестный ранее представитель клады Compsognathidae. Эти мелкие хищные динозавры существовали в юрском и меловом периоде на территории современных Европы, Китая и Южной Америки.

Новый вид компсогнатид получил название Ubirajara jubatus. Это был относительно небольшой динозавр с длиной тела около полуметра, который жил примерно 110 миллионов лет назад. Благодаря отпечаткам рядом со скелетом палеонтологи установили, что тело убиражары было покрыто нитевидными перьями. Ранее похожие структуры были обнаружены у представителей трех других родов компсогнатид: Sinosauropteryx, Sinocalliopteryx и Juravenator и многих других нептичьих динозавров. При этом U. jubatus — первый известный науке оперенный хищный динозавр с южного суперконтинента Гондвана.

На спине убиражары нитевидные перья были особенно длинными, формируя гребень высотой в 110 миллиметров. Исследователи обнаружили свидетельства, что у основания гребня располагались специальные мышцы, которые позволяли поднимать и опускать его. Таким образом, длинные перья на спине могли служить для общения с сородичами, например, для привлечения партнеров.

Хотя находки оперенных динозавров уже давно стали для палеонтологов привычными, убиражара смогла удивить Смита и его коллег. Как выяснили исследователи, на каждом плече у этого ящера росло по паре уплощенных роговых шипов, которые, вероятно, представляли собой жесткую модификацию нитевидных перьев. Верхние из них достигали 140 миллиметров, а нижние — 150 миллиметров. Судя по всему, убиражары умели двигать этими шипами.

Авторы полагают, что шипы могли использоваться в брачных демонстрациях и сравнивают их со специализированными перьями, растущими из сгиба крыла самцов вымпеловой райской птицы (Semioptera wallacii) (на них можно посмотреть здесь). Подобно шипам убарижары, они расположены попарно. При этом у других нептичьих динозавров подобных структур пока не обнаруживали (единственное исключение — Yutyrannus huali и Beipiaosaurus inexpectus, но у них они были небольшими по сравнению с размерами тела). Если гипотеза Смита и его коллег верна, то убиражара — самый древний известный динозавр, у которого возникли приспособления для брачных демонстраций.

Необычный облик нового динозавра нашел отражение в его названии. Слово «ubirajara» на языке индейцев тупи означает «властелин копий» (это намек на шипы ящера), а латинское «jubatus» указывает на наличие гребня из перьев на спине.

Недавно палеонтологи описали новый вид хищных динозавров овирапторид, который жил на территории современной Монголии. У него не было зубов, а на передних лапах располагалось всего по два пальца. Вид получил название Oksoko avarsan — в честь трехглавого орла из мифологии некоторых народов, которые говорят на алтайских языках.

Российские иностранцевии заселили Южную Африку незадолго до пермского вымирания