Энанциорнисы обзавелись маховыми бугорками независимо от современных птиц

Описан самый полный скелет североамериканской энанциорнисовой птицы, жившей 75 миллионов лет назад. Птица, названая Mirarce eatoni, была размером с индюка и прекрасно умела летать — об этом свидетельствуют ее развитый киль и маховые бугорки на локтевой кости, к которым прикреплялись перья. Такое строение позволяет перенести часть нагрузки с перьев на скелет в полете. Детальное описание находки опубликовано в PeerJ — the Journal of Life and Environmental Sciences.

Все птицы произошли от пернатых теропод (Theropoda) около 150 миллионов лет назад и уже в мелу сформировали множество линий. Энанциорнисовые птицы (подкласс Enantiornithes) были самой успешной группой в мелу — их останки находят на всех континентах, кроме Антарктиды. Энанциорнисы были похожи внешне на современных птиц, они также были полностью покрыты перьями и летали. В Северной Америке ископаемые энанциорнисы встречаются в позднем мелу — начиная со 100 и заканчивая 65 миллионами лет назад, когда эти птицы вымерли.

Почти все найденные североамериканские окаменелости — одиночные кости ног, поэтому долгое время точно сказать, как выглядело большинство этих птиц, невозможно. Однако в 1992 году в штате Юта Говард Хатчисон (Howard Hutchison) нашел почти полный скелет ископаемой птицы — в нем были кости почти всех отделов скелета, кроме черепа. Теперь, больше 20 лет спустя, ученые наконец подробно описали этот скелет. Джесси Аттерхольт (Jessie Atterholt) из калифорнийского университета в США вместе с Дзинмаем О'Конором (Jingmai K. O’Connor) из Академии Наук Китая изучили все детали скелета и назвали новый вид Mirarce eatoni.

Область, в которой обнаружен скелет, датируется 77–75 миллионами лет. Судя по другим находкам, это была большая лесистая пойма, в которой жили динозавры, крокодилы, черепахи и рыбы. Скелет принадлежал одной из крупнейших птиц, известных в Северной Америке в меловой период. Хотя позднемеловые птицы достигали и гораздо больших размеров, большинство меловых птиц были размером с ворону, в то время как

Mirarce

была примерно с индюка.

На частично сохранившейся грудине Mirarce есть хорошо развитый киль, к которому прикреплялись большие мышцы, опускающие крыло во время полета. На локтевой кости есть особые выросты, маховые бугорки, которых никогда раньше не находили у энанциорнисовых птиц. У современных птиц эти бугорки предназначены для крепления маховых перьев, чтобы укрепить несущую поверхность крыла и перенести часть нагрузки на скелет. Похоже, Mirarce очень хорошо летала и ее «продвинутые» приспособления к полету сформировались независимо от современных птиц.

Остается загадкой, почему такая продвинутая и успешная на протяжении всего мела группа, как энанциорнисы, вымерла 65 миллионов лет назад. Есть

, что энанциорисовые птицы жили в лесах, и когда на Землю в самом конце мелового периода упал метеорит, леса загорелись и энанциорнисы исчезли вместе с динозаврами.

Александра Кочеткова