Почему в дальнейшем они отказались от кормления кровью, неизвестно
Палеонтологи обнаружили в ливанском янтаре древнейших настоящих комаров. Они жили в раннем мелу, 125,77-121,4 миллиона лет назад. Интересно, что оба найденных экземпляра оказались самцами — и, судя по строению ротового аппарата, они питались кровью. Для сравнения, самцы современных настоящих комаров кормятся нектаром. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Current Biology.
Несколько групп насекомых независимо друг от друга стали кровососами. Предполагается, что изначально многие из них приобрели колюще-сосущий ротовой аппарат, чтобы питаться нектаром и другими растительными жидкостями, но затем приспособили его для прокалывания кожи позвоночных животных и поглощения их крови. Впрочем, в палеонтологической летописи подобные переходы задокументированы плохо.
Например, настоящие комары (Culicidae), судя по данным молекулярно-генетического анализа, появились уже в ранней юре, около 197,5 миллиона лет назад. Однако древнейшие ископаемые экземпляры этих насекомых, принадлежащие к вымершему подсемейству Burmaculicinae и дожившему до наших дней подсемейству Anophelinae, датируются лишь поздним мелом (100,5–66 миллионов лет назад). Таким образом, остается неясным, когда именно и при каких условиях настоящие комары превратились в кровососов.
Команде палеонтологов под руководством Дэни Азара (Dany Azar) из Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук удалось отчасти заполнить этот пробел. В центре внимания исследователей оказались два образца ливанского янтаря, которые сформировались в тропическом лесу на северо-востоке Гондваны в раннем мелу, примерно 125,77-121,4 миллиона лет назад. В каждом из них оказалось по комару длиной 2,45 миллиметра. Изучив остатки обоих насекомых, авторы пришли к выводу, что это самцы неизвестного ранее вида из семейства Culicidae. Им присвоили латинское название Libanoculex intermedius и отнесли к новому подсемейству Libanoculicinae, которое является сестринской группой для всех остальных настоящих комаров.
По словам Азара и его коллег, L. intermedius — древнейший представитель семейства Culicidae, когда-либо попадавший в руки палеонтологов. Он почти на 30 миллионов лет старше известных ранее позднемеловых настоящих комаров. Находка проливает дополнительный свет на эволюцию данной группы. Например, самцы L. intermedius, судя по очень острым и зазубренным мандибулам и лациниям (внутренним жевательным лопастям), а также строению сенсилл на максиллах, питались кровью позвоночных животных. Для сравнения, мужские особи современных настоящих комаров кормятся нектаром, соком растений и медвяной росой. Впрочем, в некоторых других группах двукрылых, например, среди бабочниц (Psychodidae), известны кровососущие самцы. В исключительно редких случаях самцы настоящих комаров также могут пить кровь, однако она оказывает на них токсическое воздействие.
Рацион самок настоящих комаров, живущих в наши дни, состоит из крови и нектара, причем первая необходима им для производства и откладки яиц. Возможно, самцы L. intermedius придерживались аналогичной диеты. В таком случае кровь могла обеспечивать их энергией для успешного поиска партнерш. По какой причине самцы комаров в ходе эволюции отказались от этого источника пищи, пока остается загадкой. Авторы также не исключают, что у самок L. intermedius ротовой аппарат был еще более специализирован для кормления кровью. Однако подтвердить или опровергнуть эту догадку можно будет лишь после того, как удастся найти ископаемый экземпляр женской особи данного вида.
Ранее мы рассказывали о том, как израильские и российские палеонтологи обнаружили, что ископаемое насекомое Gallia alsatica, которое жило в середине триаса на территории современной Франции и считалось представителем семейства мух-бекасниц, в действительности могло быть переходной формой между длинноусыми и короткоусыми двукрылыми. На это указывают особенности жилкования крыльев G. alsatica и строение его антенн.
Ученые оценили, как долго эти животные сосуществовали с людьми
Группа ученых оценила, сколько времени потребовалось бы охотникам-собирателям, поселившимся на Кипре около 14–13 тысяч лет назад, для того, чтобы полностью уничтожить популяции карликовых бегемотов и слонов. По данным исследователей, даже без учета климатических изменений, которые происходили в конце плейстоцена — начале голоцена, у нескольких тысяч людей на это бы потребовалось меньше тысячи лет. Однако палеонтологические данные говорят о том, что в действительности вымирание происходило медленнее, чем предсказывает модель. Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.