Археологи обнаружили в Кремле редкую поливную чашу XV века

Археологи завершили раскопки в Большом Кремлевском сквере, в ходе которых обнаружили богатую коллекцию артефактов. В самых древних культурных слоях ученые нашли многочисленные предметы, оставшиеся от финно-угорского населения раннего железного века. В отложениях XIV–XVI веков находились остатки городских усадеб, а также около 400 различных артефактов, в том числе редкая поливная чаша XV века. Кроме того, они установили принадлежность остатков каменного здания, которые оказались фрагментами Старых Приказов. О результатах раскопок сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

В 2019 году российские археологи начали раскопки в Большом Кремлевском сквере, целью которых было изучение культурных отложений на высокой террасе Москвы-реки. Эта территория представляла особый интерес, так как здесь находится один из немногочисленных незастроенных участков в центре Кремля. Раскопки начались рядом со зданием Архангельского собора, на территории которого существовало поселение еще в раннем железном веке.

В течение первого сезона работ ученые нашли остатки монументальной постройки из кирпича и белого камня. В строительном мусоре содержались артефакты XVII–XVIII веков: печные изразцы, бытовые вещи и монеты. В общей сложности было обнаружено около 450 предметов. В ходе работ 2020 года ученые исследовали культурный слой XVI–XIX веков. Их основное внимание было приковано к остаткам здания Приказов. Кроме того, было обнаружено около 400 разных предметов, среди которых красные и зеленые муравленые изразцы и керамические поливные чернильницы.

Ученые из Института археологии РАН завершили раскопки в Большом Кремлевском сквере. В ходе текущего сезона работ они исследовали самые ранние отложения, которые предшествовали времени возведения каменных приказных палат.

Археологи изучили кирпично-белокаменные конструкции, открытые в прошлом году, и выяснили, что это сохранившиеся фрагменты здания Старых Приказов, которое было разобрано в конце царствования Алексея Михайловича для строительства новых «дьячих палат». Ранее об этом здании историки знали лишь по письменным и изобразительным источникам. Археологи отметили, что архитектура этого сооружения не была рядовой. Ее отличительной особенностью служит арочный фундамент. Внутри здания «в елочку» был уложен своеобразный кирпичный «паркет». Белокаменное крыльцо с лестницей вело внутрь сооружения при входе со двора.

В ходе работ ученые обнаружили остатки одной или нескольких городских усадеб XIV — первой половины XVI века. Они зафиксировали глубокие ямы погреба из деревянного сруба, а также остатки печей. В культурном слое этого периода всего было обнаружено около 400 предметов: обломки нескольких драгоценных поливных чаш XIV века, которые были привезены из Византии и Золотой Орды, стеклянный перстень из Волжской Булгарии, большая коллекция железных предметов. Одна из поливных чаш XV века оказалась украшена оттисками штампов, изображающих лицо человека и фантастического животного.

Результаты исследований также показали, что участок вблизи речной террасы был плотно заселен даже в домонгольское время. Количество вещевых находок этого периода оказалось значительным: обломки стеклянных браслетов, стеклянные бусы, а также фрагменты византийских амфор. Кроме того, исследователи изучили финно-угорское поселение, относящееся к раннему железному веку. Так, ученые нашли «грузики дьякова типа», а также бусы-колокольчики. Они предполагают, что поселение существовало здесь с небольшими перерывами между второй половиной I тысячелетия до нашей эры и IV–V веками нашей эры.

Ранее на N + 1 рассказывали о прошлых находках, сделанных в ходе раскопок в московском Кремле. Так, в 2016 году археологи нашли остатки Чудова монастыря, а после обнаружили там древнейшую московскую надпись.

Зуб и фрагменты костей из испанской пещеры Эль-Кастильо приписали неандертальцам