Марсоход «Персеверанс» получил и запечатал второй образец марсианского грунта. Он был взят из того же фрагмента базальтовой породы, что и первый образец, сообщается в твиттере NASA.
«Персеверанс» стал первым марсоходом, в задачи которого входит не только исследование образцов грунта на поверхности Марса, но и их сбор и упаковка для последующей доставки на Землю в 2030-х годах в ходе миссии MSR (Mars Sample Return Mission), разработкой которой занимаются NASA и ESA. Местом работ ровера стал кратер Езеро, где в древности была речная дельта, всего же планируется получить минимум 20, а максимум 43 керна, упакованных в герметичные титановые пробирки.
В начале августа ровер впервые попытался получить пробу грунта, однако потерпел неудачу из-за слишком хрупкой породы. Марсоход стал искать более твердые валуны и нашел 70-сантиметровый плоский камень, названный «Рошетт» (Rochette). Предполагается, что это может быть кусок базальтовой породы, который в прошлом взаимодействовал с водой. 1 сентября 2021 года «Персеверанс» наконец получил первую пробу грунта, а 7 сентября завершил процесс съемки керна, загерметизировал пробирку с грунтом и переместил ее в хранилище внутри ровера.
После успеха первого сеанса отбора проб команда ровера решила взять еще один образец из этого валуна, и уже 9 сентября объявила о завершении бурения, съемки полученного керна и герметизации второй пробирки. Весь процесс занял одни марсианские сутки и прошел без каких-либо проблем. В дальнейшем ровер продолжит исследование хребта Артубы (Artuby), длиной более 900 метров, в окрестностях которого могут быть обнажения очень древних коренных пород.
О том, как «Персеверанс» собирает образцы грунта и как они будут доставляться на Землю можно узнать из нашего материала «Марс, туда и обратно».
Александр Войтюк
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.