«Хаябуса-2» нашла признаки пыли на астероиде Рюгу

Данные японской межпланетной станции «Хаябуса-2» указывают на то, что на астероиде Рюгу может существовать мелкозернистая пыль, которая входит в состав реголита и покрывает как валуны, так и крупные зерна грунта. Ранее считалось, что Рюгу лишен пыли. Статья опубликована в The Planetary Science Journal.

Околоземный астероид (162173) Рюгу детально исследован космическим аппаратом — японская автоматическая станция «Хаябуса-2» не только взяла пробы грунта с поверхности и из приповерхностного слоя Рюгу, которые доставила на Землю в конце прошлого года, но и изучила астероид с орбиты вокруг него. Это тело представляет интерес для ученых не только из-за принадлежности к объектам типа «куча щебня», которые образуются в результате столкновения двух астероидов и последующей вторичной аккреции обломков, но и с точки зрения обилия соединений углерода в своем составе, которые в древности при помощи астероидов могли попадать на раннюю Землю.

Группа астрономов во главе с Деборой Домингу (Deborah Domingue) из Планетологического института США опубликовала результаты анализа данных наблюдений за экваториальной частью Рюгу проведенные при помощи камеры ONC и спектрометра ближнего инфракрасного диапазона NIRS3, установленного на борту «Хаябусы-2», чтобы более подробно изучить свойства реголита. При этом наблюдения велись когда Солнце находилось позади станции, а Рюгу находился впереди аппарата, что создавало хорошие условия освещенности поверхности астероида.

Особенности полученных спектров говорят о том, что один или несколько из следующих выводов недопустимы для описания реголита Рюгу: размеры частиц реголита больше длины волны падающего света, размеры частиц одинаковые или гранулометрический состав реголита ограничен по размерам. При этом снимки поверхности астероида ясно показывают наличие зерен реголита на поверхности Рюгу, которые могут не полностью покрывать всю поверхность валунов, в том числе частицы размером несколько сантиметров. Ранее спускаемый модуль MASCOT не нашел никаких доказательств наличия мелкозернистой пыли, однако валуны на Рюгу очень пористые и способны разрушаться с образованием мелких зерен, которые могут накапливаться и смешиваться с более крупнозернистым реголитом или даже покрывать сами зерна. Таким образом, в некоторых районах Рюгу может существовать мелкозернистая (размером менее 45 микрометров) пыль, которая является частью гранулированного реголита астероида.

Сейчас «Хаябуса-2» летит к околоземному астероиду 2001 СС21, которого достигнет в июле 2026 года. Подробнее о деталях миссии можно узнать из материала «Собрать прошлое по крупицам», а со всеми открытиями, сделанными аппаратом, можно ознакомиться на отдельной странице.

Сатурн в оппозиции